Нефтяное царство вновь сильно "заколебалось" — от итогов выборов, новостей фарминдустрии и политических программ
Несомненно, самое ожидаемое событие в нефтяном мире — итоги выборов нового американского лидера. После того как стало понятно, что новым президентом США станет Джо Байден, инвесторы воодушевились. Так называемая "голубая волна" — переезд в главное вашингтонское кресло кандидата от демократов — посеяла на рынках надежду, что новая администрация примет очередной пакет антикоронавирусных мер в помощь экономике. Однако для американской нефтедобычи провал Трампа сулит мало хорошего. Среди проектов, с которыми Байден включился в президентскую гонку, было предложение в ближайшие 4 года потратить $2 трлн на декарбонизацию энергетики США — и резко свернуть в сторону зелёной энергетики. "Говорить о климате — это то же самое, что говорить о религии с некоторыми политиками. На самом деле они не очень хорошо понимают сложности энергетической системы, и это никогда не приносит особого удовлетворения", — сказал Боб Дадли, бывший генеральный директор BP и председатель Нефтегазовой климатической инициативы (OGCI).
В выходные перед голосованием Дональд Трамп подписал "Меморандум о защите рабочих мест, экономических возможностей и национальной безопасности для всех американцев". Кратко его суть сводится к защите фрекинга, или гидроразрыва пласта. Это метод повышения нефтеотдачи в скважинах, когда в них закачивается большое количество химической смеси, разрушающей породу. Главный недостаток — риск попадания реагентов в грунтовые воды. Наиболее радикальные экозащитники придерживаются версии, что именно фрекинг стал причиной землетрясения в штате Огайо в 2014 году. "Гидравлический разрыв — это процесс, который обеспечивает доступ к резервуарам природного газа и нефти путём вскрытия горных пород глубоко под землёй. В сочетании с горизонтальным бурением и другими новыми технологиями гидроразрыв открыл новые источники недорогой, надёжной и богатой энергии для нашей страны. Это также создало рабочие места и экономические возможности для многих американцев", — говорится в тексте меморандума.
Также со ссылкой на прошлогодний отчёт Совета экономических консультантов в документе указано, что использование метода гидроразрыва пласта в нефтедобыче сэкономило американским потребителям $203 млрд в год, или $2,5 тыс. ежегодно для семьи из четырёх человек. Кроме того, метод привёл к снижению цен на газ на 63% (к 2018 году), на электроэнергию — на 45%. По состоянию на 2019 год мировые цены на нефть снизились на 10% — также благодаря фрекингу.
Недолго музыка играла
Дополнительный позитив на рынок принесла новость от американской компании Pfizer, которая совместно с немецкой BioNTech разрабатывает вакцину от коронавируса, — последние испытания показали 90%–ную эффективность препарата. Это значительно поддержало рынки — нефть на Лондонской бирже взлетела сразу на 6% (до $42,96), индекс S&P 500 прибавил 3,2%. Однако опьяняющий эффект длился недолго — уже на следующее утро стоимость чёрного золота просела до $41,92.
Следующий удар по ценам нанесла ОПЕК. В ноябрьском докладе аналитики спрогнозировали снижение мирового спроса на нефть — из–за новых антиковидных мер, принятых во многих странах. Так, по прогнозам, востребованность нефти, добываемой в странах ОПЕК в 2020 году, составит 22,1 млн барр. / сут., что примерно на 7,2 млн ниже, чем в 2019–м. Ещё в октябре эксперты давали прогноз в 22,3 млн барр. / сут. Снижено и значение спроса на нефть в 2021 году: по обновлённым данным, он будет находиться на уровне 27,4 млн барр. / сут. — это на 0,6 млн ниже октябрьского прогноза.
"Неопределённость в мировой экономике остаётся высокой. Хотя в основных странах ОЭСР рост в III квартале был сильнее, чем ожидалось, прогнозируется, что на рост в IV квартале в большем масштабе повлияет распространение COVID–19, что приведёт к увеличению госпитализаций и показателей смертности. Кроме того, некоторые развивающиеся страны сталкиваются с сокращением иностранных инвестиций. Учитывая, что компенсирующий фактор в странах ОЭСР оказался выше ожиданий, в целом прогноз по мировой экономике остаётся неизменным — на уровне –4,3%. Также ожидается, что замедление темпов роста в IV квартале на фоне воздействия COVID–19 в ОЭСР сохранится и в 2021 году", — сказано в докладе ОПЕК.
С мензуркой в кармане
России также не чужда тема защиты экологии — по крайней мере в громких лозунгах. Так, усилиями аналитиков из ООО "Русэнергопроект", РАН и фонда "Сколково" в свет вышел отчёт, раскрывающий потенциал энергосбережения и сокращения выбросов в нефтеперерабатывающей отрасли. Эффект (видимо, положительный) — $2,3 млрд ежегодно для экономики страны. Отдельно аналитики "прошлись" по ВИНКам и рассчитали для них объём затрат, необходимых для вложения в направление по энергоэффективности, — с выгодой в виде потенциального сокращения энергопотребления. Так, в лидерах по резервам оказалась "Роснефть" (70,6 млрд рублей в год), а по необходимым затратам с целью получения экономии в долгосрочной перспективе — "Газпром нефть" (компании необходимо вложить 121,6 млрд рублей).
Однако рядового автомобилиста интересуют не столько вопросы экологии, сколько цена и качество топлива. Не первый год идут дискуссии между продавцами бензина, потребителями и активистами, однако всё упирается в "не пойман — не вор". Усилиями единичных добровольцев с мензурками, замеряющих, сколько топлива налито на отдельных АЗС и из чего оно сделано, вопрос не решить на глобальном уровне. Рассказы о неких кнопках под недобросовестными руками операторов АЗС, которые включают и отключают систему недолива, документально в листках проверяющих органов не подтверждаются.
С 1 октября нынешнего года в России действует обновленный ГОСТ для топливораздаточных комплексов (ТРК). Иначе говоря — привычных каждому автовладельцу топливных колонок на АЗС. В требованиях указано, что топливораздаточные колонки необходимо оснащать программами с защитой от незаконного доступа — то же самое и к их конструкции. Всё это — ради устранения недолива как явления из топливного мира. Однако это посеяло панику у игроков — прогнозировалось, что с рынка может уйти треть заправок, поскольку не смогут потянуть траты на переоснащение. В Росстандарте объясняют: требования сейчас необязательные и применяются только к новому оборудованию.
"Объектом стандарта является топливораздаточное оборудование на производстве. Этот ГОСТ регулирует вопросы и требования оборудования ТРК, которое производится и вводится в обращение. Он был принят взамен ГОСТа, который действовал 30 лет. В те времена, конечно, существовало понятие программного обеспечения, но это не касалось топливного оборудования. В новом ГОСТе мы предусмотрели как защиту программного обеспечения, так и защиту от вмешательств в элементы ТРК. Также мы предусмотрели такой важный элемент, как точность отпуска. Чтобы плавно перейти к введению этого стандарта как обязательного, мы запустили пилотный проект с одним из крупнейших производителей оборудования для АЗС — с тем чтобы к 2024 году уже полностью внедрить этот ГОСТ. Сейчас в рамках регуляторной гильотины было предложено сохранить действующую погрешность отпуска топлива 0,5%. В 2024 году будет достигнута погрешность 0,25% при всех климатических условиях", — поясняет заместитель главы Росстандарта Алексей Кулешов.