Илья Никифоров — управляющий партнёр петербургского офиса АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры". Входит в правление Российской арбитражной ассоциации и исполнительный комитет Шведской арбитражной ассоциации (SAA). По данным авторитетного международного рейтинга Chambers & Partners, является "Выдающимся юристом" (Eminent Practitioner) в сфере разрешения споров и международного арбитража.
Отличается ли ваше поколение юристов от специалистов, которые только приходят в профессию?
— Мне кажется, что поколение меняется, оно другое: не скажу, что лучше или хуже нашего поколения. Меняется и мир, и общественный контекст, и этот глобальный тренд накладывает отпечаток на все сферы нашей жизни.
Моё поколение, с одной стороны, было более идеалистичным, более хватким. В нас, если хотите, было больше авантюризма. Лучше знали жизнь, хотя и не понимали, что к чему.
Дети 1960–1980–х годов пережили несколько общественных эпох, их социальный опыт, их навыки приспособления богаче, может быть, даже излишне, и мы тянем этот груз. Но сказанное совершенно не означает, что я желал бы своим детям приобрести этот опыт и пройти через эти эпохи перемен.
Читайте также:
Рейтинг юристов
Рейтинг юристов — 2020
С точки зрения профессиональной подготовки сегодня в вузе готовят специалиста лучше, практичнее. Сейчас у нас в фирме мы несём меньше затрат, чтобы довести до высокого профессионального уровня специалиста. В то же время с точки зрения самостоятельной жизни и автономной работы сегодняшние выпускники хуже приспособлены, в них нет закалки, умения идти наперекор.
Но, возможно, сегодня качеств моего поколения им и не требуется, мир будет подстроен под взгляды и мировоззрения миллениалов.
Видите ли вы конкурентов в молодом поколении юристов?
— Считаю, что нет у нас конкуренции, как её не было и тогда, когда я начинал свою практику юристом: разные амплуа, задачи, круг компетенций. Это как сравнивать предметы мебели: есть ли конкуренция у стола и гардероба? Каждый из них выполняет свою функцию, и каждый нужен.
В то же время как руководитель считаю, что полезна не конкуренция, а дух соперничества. Если он имеется в наличии, то команда может добиваться более высокого результата в короткий срок. При условии, что лидеры дают правильные установки.
Конкуренция — это всегда звучит остро, это сенсация, и её пытаются разглядеть даже там, где её и нет, где на самом деле имеется симбиоз, взаимодополнение. К примеру, объединение в одну команду мыслителя и коммуникатора позволит им взаимообогатиться, приобрести новые навыки. Конкуренты — это не наши коллеги по фирме и даже не коллеги по цеху, мы конкурируем с обстоятельствами: в определённом смысле нам надо обогнать время.
Институт наставничества — это необходимость или пережиток прошлого?
— Думаю, он будет востребован во все времена, так работает общество — родители передают детям свои навыки, в профессиональной сфере наставники передают и человеческие, и профессиональные приёмы.
А в вашей компании существует наставничество?
— Безусловно, в фирме есть такой институт. У нас изначально заложено в идеологию фирмы формирование вертикальных групп, где молодые замыкаются на более опытных коллег, которые служат им наставниками, наверное, и в профессии, и в жизни. И этот принцип реализуется в рамках программы круглогодичных стажировок студентов в нашей фирме.
Опыт — это сдерживающий фактор или конкурентное преимущество?
— Профессиональное чутьё приходит с опытом. К сожалению, формируется оно за счёт неудачных решений. Как говорят, у каждого хирурга есть своё маленькое кладбище. Так и юриста на первых этапах подводит профессиональное чутьё: он совершает неверные шаги, набивает себе шишки, предлагает решения, которые оптимальными не назовёшь. И в результате — осложнения, новые витки противоречий и разногласий. В идеале начинающий специалист делает выводы и развивает собственное чутьё. В нашей сфере, к сожалению, цена этого опыта для наших доверителей весьма высока. Так что в данном случае опыт — это плюс, он сдерживает и уводит от ошибок. С другой стороны, в чём же его минус? Набил руку, появилась какая–то зона комфорта, идёшь по нахоженной, избитой дорожке. Мы мудрые, искушённые, совершенные стали. Так приходит старость, и с этой точки зрения опыт — ограничение. Надо над собой делать усилие и прокладывать новые маршруты.