На рынке смартфонов, успешно пережившем коронавирусный кризис, появились тревожные симптомы. Объём поставок гаджетов снижается, а пользователи готовы не менять свой мобильник уже больше трёх лет. Петербург может оказаться во главе нового тренда.
Средний возраст смартфона в России достиг 39 месяцев, подсчитали в компании МТС. Это на 18% больше, чем год назад, когда мобильники использовали в среднем 33 месяца. Год от года этот показатель растёт: ещё в 2017 году смартфонами пользовались 28 месяцев, в 2018 — 30.
Статистка продаж смартфонов в России, казалось бы, опровергает данный тренд — продажи растут. За девять месяцев нынешнего года они выросли, по данным МТС, на 5% в натуральном и на 11% в денежном выражении. Компания "М.Видео-Эльдорадо" оценивает российский рынок смартфонов с января по сентябрь 2020 года в 23 млн устройств, что на 6,5% больше показателя 2019 года.
Между тем, поставки смартфонов в страну снижаются, свидетельствует статистика IDC. За девять месяцев 2020 года в Россию было поставлено 22,47 млн смартфонов на общую сумму 5 млрд долларов (в розничных ценах без НДС). Таким образом, рынок смартфонов сократился на 1,3% в штучном выражении и 6,3% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, рассказала dp.ru старший аналитик IDC Russia Ольга Агапова. При этом спрос смещается в сторону недорогих моделей — наибольший годовой рост показал ценовой сегмент до 100 долларов, отметила она.
В Петербурге спад уже пришёл в розницу, правда, пока лишь в количественном выражении. "По итогам девяти месяцев текущего года на рынке смартфонов Петербурга было реализовано более 932 тыс. смартфонов на сумму более 20 млрд рублей. Относительно аналогичного периода прошлого года, количество проданных смартфонов сократилось на 8%, выручка от продаж устройств выросла на 1%", — рассказал dp.ru вице-президент по закупкам и развитию бизнеса в компании "Связной" Михаил Догадин.
Причина разнонаправленной динамики в том, что петербуржцы, в отличие от жителей других регионов, в кризис как раз покупали более дорогие модели. "В текущем году траты петербуржцев на смартфоны увеличились на 10% до 21,5 тыс. рублей", — отмечает Михаил Догадин.
"В связи с непростой экономической ситуацией в двух первых кварталах года покупательская способность россиян заметно снизилась, что неизбежно сказалось на спросе, в том числе на рынке смартфонов. Таким образом, представляется очевидным нежелание покупателей обновлять свои устройства с былой частотой. Между тем, по итогам третьего квартала налицо восстановление спроса, поэтому мы ожидаем, что в скором времени статистика изменится в положительную сторону", — прокомментировал глава пресс-службы Xiaomi в России и СНГ Евгений Мосунов. В компании Samsung отказались комментировать ситуацию, в Huawei и Apple не ответили на запросы dp.ru.
"В этом году люди не тратят деньги на путешествия, а тратят их на телефоны, — объясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Делать нечего, люди сидят в телефонах. Те, кто имел возможность потратить, потратили в том числе на телефоны. Это поддержало рынок достаточно сильно".
Он подтверждает, что срок службы смартфонов увеличивается. "Учитывая рост продаж флагманов, я думаю, что от трёх лет мы перейдём постепенно до трёх с половиной лет", — полагает эксперт. Это приведёт к тому, что рынок останется примерно на прошлогоднем уровне.
Российский рынок смартфонов непрерывно рос, начиная с 2016 года, и увеличился с тех пор в количественном выражении на 14,5%. По итогам 2019 года самыми продаваемыми брендами стали Huawei (включая Honor), Samsung, Xiaomi и Apple, причём последний лидировал по денежным сборам.
На данный момент по России на первом месте Samsung с 30% рынка в штучном выражении, говорит Эльдар Муртазин. Остальные позиции остались без изменений: Huawei, Xiaomi и Apple (в Xiaomi утверждают, что поднялись на второе место). В Петербурге, по данным "Связного", лучше всего продаются смартфоны Samsung, Xiaomi и Apple, а больше всего выручки приносят Apple, Samsung и Xiaomi.