Сегодня на заседании ЗакСа депутаты обсудят возможность регулирования кальянной отрасли в городе.
Ранее вступили в силу поправки в федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака". Кальяны, вейпы и электронные сигареты приравниваются им к табачным изделиям, а значит, их так же, как и сигареты, нельзя курить в общественных местах. Теперь городские депутаты должны внести аналогичные поправки в местный закон. В дальнейшем они планируют разработать регламент, который позволит регулировать кальянную отрасль.
"Первое, что могу точно сказать, — такие заведения должны быть оснащены мощными вытяжками и соответствовать противопожарным нормам и СанПиН", — говорит соавтор законопроекта депутат Денис Четырбок.
Однако сообщество кальянщиков обеспокоено, что при введении ограничений пострадают именно добросовестные предприниматели, а их место массово займут подпольные дельцы. По данным Ассоциации кальянной индустрии, в России работают более 10 тыс. предприятий, предоставляющих такую услугу, их потери от запрета могут составить не менее 30% от общей выручки.
Что касается Петербурга, то, по информации президента кальянного союза "Содействие" Аси Закатовой, в городе сейчас работает 450 кальянных. "Нужно разделять понятие “специализированное заведение” от ресторана с кальяном. Раньше была тысяча мест, где курили кальян. После вступления в силу 15–ФЗ в ресторанах кальянов не осталось. Сейчас существуют только профессиональные “кальянные клубы”", — говорит она.
При этом, поясняет Закатова, на федеральном уровне нет определения "кальянный клуб" или ОКВЭД, описывающего данную деятельность. Следовательно, кальянные автоматически попадают под ОКВЭД для торговли табачной продукцией, и на региональном уровне этот вопрос не решить.
70% от общего числа клубов можно считать добросовестными заведениями: они выполняют требования по технике безопасности и не враждуют с жильцами, говорит она: "“Недобросовестных” — то есть тех, кто сознательно не соблюдает общечеловеческие правила, не более 10%. И они портят лицо всей индустрии". Но если росчерком закона запретить всех, то 70% серьёзного бизнеса уйдёт, а на их место придут нелегалы — полагает Ася Закатова.
Ранее в ЗакСе провели общественные слушания по этому вопросу с представителями бизнеса и Смольного. Так, заместитель главы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов признавал: кальянные — развитый в Петербурге бизнес, хотя и нельзя отрицать, что многим жителям домов, в которых они находятся, это не нравится.
Представитель губернатора в ЗакСе Юрий Шестериков не благосклонен к кальянным, прежде всего из–за неприятного соседства с квартирами. При этом Шестериков отмечал, что ключевым моментом для законопроекта о регулировании их деятельности является вопрос, можно ли потреблять пищу там, где курят кальяны. Ведь законопроект, принятый Госдумой, приравнивает кальяны и электронные сигареты к табачным изделиям. А курить табачные изделия в ресторанах и кафе запрещено.
Перед парламентариями стоит вопрос: по каким критериям регулировать кальянные. Мнения высказываются самые радикальные. Так, депутат Сергей Купченко считает, что компромиссам нет места: они должны размещаться только в нежилых домах, причём вдали от школ, и работать ограниченное время.В пятницу состоится заседание рабочей группы, на котором обсудят юридические формулировки и понятийный аппарат законопроекта, который будет регламентировать этот вопрос более детально.