Сейчас все обсуждают провал сборной России в завершающих матчах Лиги Наций. Причины тому называются разные, начиная от справедливых замечаний, что уровень нашего футбола соответствует средним европейским образцам, заканчивая традиционными в таких случаях стенаниями о том, что "зажрались", "обленились" и далее по трафарету. Однако есть ещё один взгляд на эту ситуацию. Пару месяцев назад в "ДП" я писал о том, что к середине осени у российских клубов возникнут сложности в еврокубках, потому что начнёт накапливаться усталость, связанная с фактически полностью вычеркнутой предсезонкой. Ведь доигрывание сезона–2019/20 происходило без стройной подготовки к этому процессу, а уже через 2 недели после завершения одного чемпионата стартовал новый сезон — 2020 / 21. И это притом что большое число недель в конце лета — начале осени приходилось играть в графике "через два дня на третий" — "через три дня на четвёртый", что для футболистов, всю карьеру выступающих в РПЛ, абсолютно непривычно. Более того, и тренерским штабам практически на ходу приходилось подстраиваться под новые требования календаря, по сути действовать методом проб и ошибок, не имея чётких ответов, как готовить и восстанавливать футболистов в экстремальной ситуации.
Безусловно, и в других европейских странах календарь максимально уплотнился, о чём постоянно говорят тренеры и игроки, вспомнить хотя бы высказывания Юргена Клоппа или Тони Крооса. Но такой нагрузки, как в России, ведущие футболисты (играющие за клуб в РПЛ, Кубке России, еврокубках и за сборную) не получали нигде. Для примера: было подсчитано, что с 20 июня, когда "Зенит" возобновил прошлый сезон игрой с ЦСКА в гостях, за 125 дней сине–бело–голубые провели 24 матча, это больше любого европейского клуба. К этому добавились ещё пять игр за сборную.
Помимо этого нужно учитывать, что составы даже сильнейших российских клубов короче их европейских конкурентов, к тому же у отечественных тренеров нет опыта использовать широкую ротацию. Необходимо добавить и время, проведённое в самолётах по пути на игры и домой. Полёт в Екатеринбург или Лондон — это не менее 3 часов, а не часовые–полуторачасовые перелёты или переезды на автобусах, которые приходится совершать европейским клубам во внутренних турнирах и по большей части в еврокубках. Зачастую из–за этого командам приходилось находиться в пути ночью и возвращаться под утро, что ещё более ухудшало восстановление.
Всё это уже к началу ноября невероятно вымотало футболистов клубов, выступающих в еврокубках. Поэтому к решающим матчам сборной в Лиге Наций даже те, кто обошёлся без травм, подошли измождёнными, причём не только физически, но и морально. С другой стороны, Далер Кузяев, пропустивший несколько месяцев, тяжело набирал форму, но сейчас выглядит самым свежим из игроков российской сборной. И это логично: зачастую даже пропустившие полгода из–за тяжёлой травмы игроки, втянувшись в игровой ритм, выглядят лучше коллег, не получавших существенных повреждений, но играющих без остановки целый год.
В итоге неудачу сборной России правильно было бы оценивать не просто ошибками тренерского штаба или плохой игрой футболистов. Есть здесь и существенные просчёты руководителей высшего звена, решивших, что отечественные игроки справятся с такими нагрузками. Но чудес не бывает — и выступления как в еврокубках, так и на уровне сборных это в очередной раз подтверждают.
Безусловно, к общему уровню футбола в России также масса вопросов. Но когда мы одни из европейских середняков, то нюансы имеют решающее значение, а чиновники сделали всё, чтобы они сложились не в пользу национального футбола.