"Магнит Косметик" захватывает дрогери–рынок, выдавливая лидеров прошлых лет.
Рынок парфюмерии и косметики в этом году претерпел серьёзные изменения. Дрогери–сети активно захватывают рынок, тесня специализированные парфюмерно–косметические магазины. На первом месте по объёмам продаж в Петербурге оказался "Магнит Косметик".
Независимый пиар–консультант Анастасия Куценко отмечает, что компания заняла место лидера, отодвинув на второе место "Л'Этуаль", который был первым в России на протяжении многих лет. "Классические сети прошли стадию роста, а дрогери как раз начали агрессивную экспансию на рынок", — поясняет эксперт. На третьем месте среди парфюмерно–косметических магазинов находится "Рив Гош", на четвёртом — "Улыбка радуги", на пятом — "Иль дэ Ботэ".
Куценко говорит, что серьёзным преимуществом сетей дрогери по сравнению с классической розницей является широкий ассортимент — не только парфюмерия и косметика, но и бытовая химия, посуда, товары для дома. "Постоянные акции, распродажи, “дни красоты” создают дополнительный трафик, увеличивают средний чек и процент конверсии", — добавляет она.
Тихой сапой
Петербургские успехи "Магнит Косметик" — отражение общероссийской тенденции. Выручка компании за 9 месяцев выросла на 24%. "Это самый высокий показатель среди всех форматов “Магнита”. К примеру, основной формат сети — магазины у дома — показал рост продаж за аналогичный период на уровне 14,7%", — уточняют в пресс–службе ретейлера.
За 2020 год в Петербурге и Ленинградской области открылось 45 новых магазинов "Магнит Косметик". Таким образом, на территории двух регионов работает уже 175 точек сети. А рост выручки по Петербургу и области по итогам октября составил 65,8%.
В компании полагают, что пандемия придала дополнительный импульс развитию этого формата: "Когда большинство торговых центров, в которых расположены парфюмерные и косметические магазины, были закрыты в период острой фазы карантина весной этого года, покупатели открыли для себя дрогери–магазины около дома и стали совершать там регулярные покупки и после снятия ограничений".
В 2021 году "Магнит Косметик" планирует продолжать экспансию. Аналитик ГК "ФИНАМ" Наталия Аседова отмечает, что ещё в начале текущего года компания сообщала о планах открыть на территории России порядка 1100 магазинов в формате дрогери.
Корректировка рынка
Другие игроки рынка в регионе развиваются не так активно, а то и вовсе сдают позиции. Например, сеть магазинов Watsons уже который год продолжает корректировать количество торговых точек и закрывать некоторые из них. За последние несколько месяцев было закрыто два магазина сети. Если в 2018 году в городе и области работали 64 точки Watsons, то сейчас их осталось 53. На запрос "ДП" о причинах сокращения в компании не ответили.
"Улыбке радуги" пришлось заморозить открытие новых магазинов на 4 месяца из–за пандемии. "Начиная с сентября мы возобновили работы по открытию новых магазинов, и до конца года все намеченные планы по расширению сети будут реализованы", — говорит генеральный директор сети магазинов "Улыбка радуги" Алексей Баулин. За прошедшие месяцы 2020 года компания открыла 18 новых точек и обошлась без закрытий. Сейчас в Петербурге и Ленобласти работает 266 магазинов "Улыбка радуги".
В сети "Подружка" рассказать о планах открытия новых точек отказались, отметив, что они не комментируют запросы, связанные с бизнес–тематикой.
Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин отмечает, что для устойчивого развития любой сети помимо открытия новых точек нужно в первую очередь создавать развитую систему логистики и распределительные мощности. Например, сеть "Магнит" имеет отработанную на продуктовом ретейле стратегию развития и экспансии в новых регионах. "В первую очередь ретейлер развивал логистическую сеть с новыми распределительными центрами по всей стране, а затем уже открывал новые точки продаж", — считает эксперт. По его словам, Watsons, "Улыбка радуги" и "Подружка" не могут похвастаться такими же распределительными мощностями: "Поэтому логично, что в условиях пандемии сети пересмотрели стратегии открытия новых точек и сосредоточились на ассортименте".
Исполнительный директор Mile Group Инна Караева считает, что позволить себе открывать большое количество новых торговых точек могут только сети, которые имеют разнообразные форматы. Локальные игроки, представленные исключительно в дрогери–сегменте, в текущей ситуации сфокусированы на более эффективном использовании имеющихся торговых площадей и работают в первую очередь на увеличение количества продаж на квадратный метр.
Конечно, дрогери–компании не могут избежать всеобщей тенденции переориентирования на онлайн–продажи. Например, в "Улыбке радуги" традиционно самую высокую долю продаж обеспечивали офлайн–магазины. Однако сейчас в компании отмечают, что количество людей, которые хотят приобретать товары онлайн, растёт небывалыми темпами. В некоторые месяцы — десятикратно.