Сам проект поменялся. Но автор сомневается.
Первоначальный проект был разработан ООО "Архитектурная мастерская Мамошина". Правда, формально компания генпроектировщиком не значилась из–за больших требований к залогу и работала на субподряде у АО "Театрально–декорационные мастерские", ныне банкротящегося. В мастерской Мамошина сочли, что в должном объёме не получили оплату за работу, и инициировали судебные разбирательства с заказчиком, Северо–Западной дирекцией по строительству Минкульта. Архитекторы требовали запретить использование своего проекта, а также выплатить компенсацию 22,4 млн рублей ("двукратный размер стоимости экземпляра произведения"). После долгих разбирательств в августе нынешнего года кассационная инстанция (а именно суд по интеллектуальным спорам) удовлетворила эти требования (см. "ДП" № 108 от 12.08.2020).
По данным Главгосэкспертизы за 2015 год, стоимость строительства театра составляла чуть менее 4,2 млрд рублей. Но, как стало известно "ДП" из документов Минкультуры, в 2020 году "в связи с производственной необходимостью" документация была cкорректирована уже другим проектировщиком, ООО "СтройЭксперт". В октябре обновлённый проект вновь прошёл экспертизу. В её заключении, как сообщили в министерстве, указана новая стоимость — 8,4 млрд рублей.
Между тем работы и так идут не очень активно. В 2019 году из выделенных по федеральной инвестиционной программе 1,8 млрд рублей удалось освоить только около 325 млн. На следующий год денег вообще не предусмотрено (их вычеркнули из проекта бюджета в марте), хотя по производственному графику нужно тратить не менее 700 млн рублей в год.
Согласно действующему контракту на строительство театра, заключённому, согласно системе "Контур.Закупки", с ООО "Трансепт групп" (это предприятие создано на базе обанкротившейся компании "Интарсия" и контролируется Борисом Ротенбергом, № 12 в Рейтинге миллиардеров "ДП"), договор должен быть исполнен до 2023 года.
Для разгрузки актёров
Теперь — по данным Минкультуры — завершить строительство планируют к концу 2025 года, а ввод в эксплуатацию намечен на 2026–й. Чтобы успеть в срок, при формировании бюджетов на 2022–2024 годы планируют "заявить дополнительное финансирование".
"Необходимо отметить, что объект реализуется по индивидуальному проекту со сложными конструктивными элементами, объёмно–планировочными решениями, большим объёмом технологического театрального оборудования, подготовка к сдаче объекта в эксплуатацию потребует длительного срока", — объяснили в министерстве.
Действительно, помимо зала–трансформера и склада декораций здание будет включать физкультурно–оздоровительный комплекс с бассейном, предназначенный, как уточнили в министерстве, "для психоэмоциональной разгрузки и поддержания физической формы актёров", и подземный паркинг на 49 автомобилей (видимо, для них же).
Михаил Мамошин в комментарии "ДП" подверг сомнению законность прохождения Главгосэкспертизы, поскольку сам зодчий не утвердил для неё архитектурный раздел проекта. Он возлагает надежды на изменение заказчика. Выступавшую в этой роли дирекцию недавно передали от Минкультуры Минстрою и переименовали в Северо–Западную дирекцию по строительству объектов культуры (см. "ДП" № 150–151 от 23.10.2020). При этом приёмкой работ, по сведениям архитектора, занимаются в другом подведомственном учреждении министерства строительства — ФАУ "РосКапСтрой". "Минстрой эта экспертиза не устраивает, насколько мне известно. Это у себя в театральном мире они, наверное, считают, что так нормально", — поделился Мамошин.
Им так уютнее
При этом, по сведениям архитектора, после переработки архитектурное решение сохраняется: "Как у меня задуман гимн непарадному Петербургу, так он и остался". Хотя "в нескольких местах из–за непрофессионализма проект испорчен". В частности, кое–где вместе двусветных пространств устроены односветные. Также перекрыт входной атриум. А вместо кассетного склада под главным репетиционным залом сделают трюм. "Это как в коммунальной квартире антресоли строят — то же самое. Но им так уютнее, наверное, будет жить", — проводит аналогию Мамошин.
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Дмитрий Некрестьянов (он представлял в суде интересы мастерской Мамошина) сообщил "ДП", что "производственная необходимость" корректировки проекта может объясняться попыткой обойти судебный запрет на использование оригинала. Юрист считает такое положение дел "грубым нарушением", так что сейчас они вместе с клиентом решают, как вести дальше дело с дирекцией.
"Решение суда есть, и либо через исполнительное производство мы будем настаивать на его исполнении, либо подавать новые исковые требования. Наша цель — чтобы проект был оплачен. Никто не против создания театра, но нельзя создавать театр, присваивая проект и не оплачивая работу", — сказал Некрестьянов.
В Северо–Западной дирекции не ответили на запрос "ДП", сославшись на то, что из–за реорганизации не могут получить доступ к электронной почте пресс–службы.