11:3727 ноября 202011:37
640просмотров
11:3727 ноября 2020
Нынешняя ситуация на пивном рынке начала складываться давно, скоро уже 20 лет. Со времени, когда пивоваренные гиганты, скупив большинство российских пивзаводов, почувствовали себя хозяевами положения и, перестав ориентироваться на запросы потребителя, стали варить то, что лучше укладывалось в придуманные маркетологами схемы.
Прилавки магазинов оказались заполнены идентичным по вкусу, цвету и запаху евролагером, напитками, которые отличались друг от друга только этикеткой. Сложные и дорогие в производстве сорта стали достоянием прошлого. С точки зрения маркетинга это более чем логично: производство, к примеру, портера занимает больше времени, требует больших ресурсов, более дорогих ингредиентов. С точки же зрения потребителя это вовсе никуда не годилось. Клиент хотел разнообразия сортов, а не этикеток. В общем–то всё нынешнее российское крафтовое пивоварение выросло именно отсюда.
То, что российский крафт так быстро прошёл путь от домашней варки до промышленных объёмов производства, неудивительно — потребительский запрос на нестандартные напитки был очень серьёзным. Поэтому превращение некогда маленькой и скромной Василеостровской пивоварни в третьего по силе игрока на Северо–Западе очень логично и понятно. Удивляет лишь то, что пивоваренные гиганты банально прохлопали формирование премиум–сегмента в пивоварении, появление того, что можно назвать гастрономическим пивом, и возникновение множества микроконкурентов на рынке. Они просто не восприняли крафтовиков всерьёз. И напрасно.
Между тем пивной рынок сперва стагнировал, а в последние пару лет начал сокращаться, что в условиях пандемии и снижения покупательной способности населения стало особенно заметно. Причём именно в массовом секторе, потому что, как показывает практика, премиум падает последним. Разумеется, изменение ситуации не в лучшую сторону почувствовали все — и большие пивоварни, и малые. Но у малых есть преимущества: большая маневренность в производстве, то есть возможность оперативно менять список выпускаемых сортов, и способность удерживать позиции за счёт экстенсивного роста продаж — увеличения числа точек сбыта. Пивоваренные гиганты в этом от них отстают.
Разумеется, чем предприятие крупнее, тем серьёзнее его производственные мощности и ниже себестоимость литра напитка. Поэтому пиво малых пивоварен никогда не сможет конкурировать по цене с пивом "Карлсберга", "Хейнекена" и "Эфеса". И возможность играть на понижение, пытаться вытеснить с рынка маленьких, но многочисленных конкурентов посредством демпинга — пожалуй, единственный козырь пивоваренных гигантов. Жалкий козырь, откровенно говоря, но держаться за него они будут до последнего.