Налаженная логистика, новые направления для экспортных поставок, модернизация производства, оптимизация бизнес–процессов, расширение продуктовой линейки, усиление позиций в сегменте DIY — основные пункты, реализация которых позволила крупным игрокам городского рынка строительных материалов преодолеть все сложности, которые плавно перетекли из 2019 года и пополнились новым перечнем в 2020–м.
Предвосхитить момент
"Пандемия коронавируса и экономическая нестабильность этого года, как и затруднения с импортными поставками, безусловно, оказали некоторое негативное влияние на сферу строительных материалов. В то же время ряд иных факторов, как, например, скачок интереса на рынке недвижимости, подогреваемый низкими ипотечными ставками, рост доли продаваемых квартир с отделкой, трансформация каналов продаж через DIY–ретейл, привёл к тому, что спрос на строительно–отделочные материалы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года значительно вырос", — комментирует генеральный директор Объединения строителей Санкт–Петербурга Алексей Белоусов.
Существует сразу несколько трендов, которые аналитики характеризовали как возможные точки роста ещё в начале года. Часть из них не достигла пика: например, доля квартир с отделкой могла увеличиться в разы в связи с принятием инициативы, предлагающей добавить к критериям жилья стандарт–класса обязательную меблировку квартир в новостройках. Однако идея пока не обрела конкретных документальных очертаний.
Зато усилился другой тренд, опять же благодаря "особым условиям" года, — повышенный интерес к загородной недвижимости, бьющий исторические рекорды. Компании–производители активно взаимодействовали с мелкими заказчиками, профессиональными строительными, ремонтными и монтажными бригадами, которые, к слову, составляют серьёзную часть аудитории DIY–магазинов, что позволило не только сохранить, но и нарастить объёмы продаж по ряду позиций.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
"Показатели за 9 месяцев 2020 года в сегменте строительных материалов соответствуют ожиданиям компании. Даже с учётом пандемии продажи кирпича и гранитного щебня находятся почти в графике прошлого года. При этом продажи газобетона выросли на 30%, если сравнивать изменения за 9 месяцев год к году", — констатирует заместитель генерального директора "Группы ЛСР" Василий Кострица.
"В этом году у нас было небольшое падение весной: в апреле и мае произошли просадки в продажах по сравнению с 2019–м до 20%, — рассказывает генеральный директор компании “Технониколь” Владимир Марков. — Но отрасль спасло то, что строительство инфраструктурных объектов практически не останавливалось. В итоге компания достаточно хорошо прошла первое полугодие и 9 месяцев этого года. Сейчас вышли практически на плановые показатели".
Действительно, по данным городского комитета по строительству, случаев приостановки работ, связанных с распространением коронавирусной инфекции, на объектах капитального строительства Санкт–Петербурга не зафиксировано. Отсутствие паузы в реализации текущих проектов стало спасительной подушкой безопасности для отрасли.
Василий Кострица отмечает, что, несмотря ни на что, в 2020–м была возможность создать и задел на будущее: "В этом году мы приобрели новый песчаный карьер в Кингисеппском районе Ленобласти — “Тарайка 3”. Уверены, что высокое качество добываемого там продукта и удобное расположение уже в следующем году будут приносить плоды".
Вопрос цены
В апреле 2020 года в Петербурге создана вневедомственная рабочая группа "по вопросам разработки плана первоочередных мероприятий по мониторингу цен на основные строительные материалы и мониторингу индекса фактической инфляции". Её возглавил первый заместитель председателя комитета по строительству Дмитрий Михайлов. Он рассказал, что с апреля по октябрь мониторинг стоимости строительных материалов показал следующий рост цен: по щебню — примерно 2%; по бетону — 1,5%; по газобетону — 5%, по горячекатаной арматурной стали — от 8 до 14,5%. "Есть материальные ресурсы, которые не изменились в цене за это время. По некоторым позициям даже наблюдается спад", — утверждает чиновник.
Эту картину дополняет Алексей Белоусов: "Тенденция к удорожанию и незначительному росту цен на строительные материалы есть, и прежде всего она касается импортных составляющих, используемых при строительстве жилых комплексов бизнес–класса. Я имею в виду высокотехнологичное инженерное оборудование, электронику для систем автоматизации, лифты, высококачественные отделочные и фасадные системы, аналогов которых нет в России". Действительно, потребности массового сегмента недвижимости закрыты: планомерное развитие в сторону импортозамещения даёт плоды. Специалисты говорят о довольно высокой конкурентоспособности отечественной продукции и наличии всех товарных категорий, нужных для строительства объектов стандарт– и комфорткласса, на локальном рынке. Качественный рост за счёт внедрения инновационных технологий и модернизации производств позволяет говорить о стабильном наращивании объёмов экспорта.
То, что действительно серьёзно скорректировал 2020–й, — это взаимодействие в новом режиме. "Этот год научил работать с партнёрами и другими клиентами компании в удалённом формате, — рассказывает Владимир Марков. — В марте–июне число командировок было сокращено до 100%, но при этом эффективность не упала. Но в целом оказалось, что наши внутренние процессы и инфраструктура готовы даже к таким испытаниям. Поэтому каких–то катастрофических последствий для себя не ощутили".
“
Я лично гарантирую высокое качество нашей продукции.
Артур Чеботарёв
генеральный директор, "Пикалёвский цемент"
“
За годы работы компания значительно улучшила работу с клиентами, и мы продолжим двигаться в этом направлении.
Ян Даровский
генеральный директор, "Мастерстрой"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.