Оптовый сдвиг: петербургские поставщики продуктов преуспели вопреки кризису

В любой, даже самой негатив­ной ситуации найдутся су­мевшие заработать на обни­щании других.
2020-й стал символом всеобщей рецессии, разорений, сокращений, закрытий и массового снижения жизненного уровня, а следователь­но, снижения потребления как продуктов, так и товаров повседневно­го спроса. Но при этом поставщи­ки, как и производители круп и сахара (которые в конце 2019-го заяв­ляли о перепроизводстве и просили государство спасти отрасль), сумели на волне ажиотажного спроса выйти из кризиса и нарастить обороты.
А поставщики овощей и фруктов, главным противником бизнеса ко­торых стало падение рубля, за счёт роста цен на отдельные позиции (лимоны, имбирь), способствующие укреплению иммунитета, сохрани­ли объёмы выручки, несколько сни­зив прибыль (точных данных о финрезультатах 2020 года пока нет).
Выручка топ-20 петербургских компаний, занимающихся опто­вой торговлей продуктовыми това­рами (крупы, овощи, рыба и мясо), в 2019 году составила 147 млрд рублей против 123 млрд в 2018-м. По данным Петростата, в производстве пище­вых продуктов по итогам 2019 года ИПП превысил уровень 2018-го и составил 100,5%.
Увеличилось производство плодо­овощных консервов (на 9,4%), кон­дитерских изделий (на 5,3%), сухих каш (на 4,9%), хлеба и хлебобулоч­ных изделий (на 3,8%).
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Продажи пищевых продуктов за январь–сентябрь 2020-го соста­вили: мясо и молочные продукты — 47,1 млрд рублей (рост к январю–сентябрю 2019-го — 104,8%), рыба, ра­кообразные и моллюски — 12,6 млрд рублей (106,4%), крупа — 3,4 млрд рублей (101,1 %), свежие фрукты — 19,1 млрд рублей (96,6).

Овощи–фрукты

Среди возникших из-за пандемии проблем поставщики отмечают де­фицит рабочей силы, локальные ограничения в логистике, дополни­тельные издержки на обеспечение новых санитарных норм. Но главной проблемой остаётся снижение курса национальной валюты, что приво­дит к повышению цен и снижению рентабельности бизнеса в целом.
По мнению Эльчина Ахмедо­ва, владельца ТД "АйБаРус", в сфере поставок свежих фруктов и овощей влияние коронавируса прояви­лось на всех этапах. "Например, по­сле сбора урожая фрукты попадают на спецстанции, где происходит их сортировка и упаковка для транс­портировки. На таких станциях тру­дятся десятки человек. Наши постав­щики из Марокко сталкивались с ситуацией, когда из–за положительно­го теста одного сотрудника закрывали на двухнедельный карантин всю станцию. В Индии, несмотря на отсутствие ограничений экспор­та, полиция задерживала водителей, осуществлявших транспортиров­ку грузов: поставки из этой страны не осуществлялись в течение 3 недель. В Китае отсутствовало транс­портное сообщение между провин­циями, что привело к задержкам по­ставок из других регионов (в частно­сти, Латинской Америки). Даже от­носительно короткие логистические плечи подверглись влиянию: была закрыта большая часть погранпере­ходов из Белоруссии в Россию, бы­ли трудности с передвижением гру­зового транспорта в объявившей ка­рантин Чечне", — рассказывает Эльчин Ахмедов.
Оказанные государством меры поддержки, запрет на заграничные поездки и походы в рестораны обе­спечили сохранение потребления на прежнем уровне. Но в будущем, считает Эльчин Ахмедов, по мере то­го как эффект от данных мер будет ослабевать, покупательная способ­ность населения будет снижаться. И если курс национальной валюты останется на прежнем уровне, то население будет вынуждено сокращать потребление свежих фруктов и овощей либо смещать его в сторону бо­лее бюджетных категорий.

Рыба и морепродукты

По таможенной статистике, в 2019-м в стоимостном выражении россий­ский рыбный экспорт вырос на 6,27% и достиг $4,467 млрд. Объём экспорта рыбы, рыбопродуктов и море­продуктов за январь–август 2020 го­да, по данным Росстата, составил 1 538,9 тыс. тонн, что на 99,8 тыс. тонн (6,9%) больше аналогичного периода 2019 года.
Владимир Калимуллин, генераль­ный директор ООО "Д1", считает, что эпидемиологическая обстанов­ка прежде всего повлияла на сегмент HoReCa и привела к падению оборо­тов. "В 2020 году серьёзного перерас­пределения продаж в категории ры­бы и морепродуктов не произошло, — уверен он. — Доля онлайн–продаж данной категории крайне низкая. Многие предпочитают выбирать мо­репродукты лично. Именно в этом мы видим основной вызов — про­свещение потребителей, укрепле­ние доверия к брендам с товарами высокого качества и увеличение по­требления рыбы до рекомендован­ного ВОЗ уровня в рамках всей стра­ны и среди жителей Петербурга".
Отмечая экспоненциальный рост продаж на онлайн-платформах роз­ничных сетей и маркетплейсах, Владимир Калимуллин добавляет, что этот сдвиг потребительского по­ведения приводит и к сдвигу в созна­нии оптового покупателя. Клиенты оценивают свой личный успешный опыт заказа товаров и продуктов в интернете — скорость обработки, доставку и наглядность процесса — и частично переносят этот же под­ход к оптовым закупкам. Таким об­разом формируется спрос — и такие крупные платформы, как "Перекрё­сток" и "Сбермаркет", уже выделили b2b-направление в своих продажах, предлагая мелкооптовые партии то­варов и продуктов.
По прогнозам DEFA Group, клиен­ты оптового сегмента Центрального и Северо–Западного регионов в ско­ром времени будут всё больше инте­ресоваться возможностями размеще­ния оптовых заказов на интернет–площадках. Крупнейшие рыбные компании России также уже начали развивать свои онлайн–платформы.
Когда я знакомлюсь с новыми людьми и меня спрашивают, чем я занимаюсь, отвечаю: я фруктовик. Это ведь серьёзный и трудный бизнес. Не до иронии.
Эльчин Ахмедов
владелец "АйБаРус"
"Агро–Альянс" — крупная российская агропромышленная группа компаний, имеет производственно–логистические центры в Петербурге, Краснодарском крае и Владивостоке.
Виктор Козырев
учредитель "Агро–Альянс"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .