18 декабря в Петербурге спустят на воду платформу "Северный полюс" для исследований Северного Ледовитого океана.
С помощью новой ледостойкой платформы учёные смогут круглый год проводить наблюдения в Арктическом регионе, в том числе исследовать изменение климата. "Северный полюс" будет оборудован современной лабораторией и средствами бесперебойной связи. Одновременно работать на нём смогут 34 научных сотрудника.
У судна нет аналогов в мире. Проект 00903 — это фактически полярная станция с научно–исследовательским центром на борту.
"Северный полюс" сможет самостоятельно дрейфовать и передвигаться во льдах со скоростью до 10 узлов. За счёт запаса топлива на борту срок нахождения платформы в автономной экспедиции составит до 2 лет.
Длина "Северного полюса" — 83,1 м, ширина — 22,5 м, осадка — 8,6 м, водоизмещение — более 10 тыс. т. Платформу оснастят взлётно–посадочной площадкой для вертолётов типа Ми–8 и Ми–38.
Раньше учёные использовали для полярных экспедиций айсберги: обитаемые станции разбивали прямо на ледниках. Название "Северный полюс" новое судно получило в честь одноимённой экспедиции 1937 года. Тогда советские специалисты впервые провели такую высадку и впоследствии зимовку. Однако сейчас из–за масштабного таяния ледников дрейф на них стал невозможен.
Как сообщал ранее министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов, власти планируют, что платформа начнёт работу в 2024 году.
Её строительство ведут петербургские Адмиралтейские верфи (входят в Объединённую судостроительную корпорацию). Заказчик платформы — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Контракт на строительство стороны заключили весной 2018 года. Стоимость создания платформы оценивалась почти в 7 млрд рублей бюджетных средств.
В портфеле заказов Адмиралтейских верфей сейчас также серия больших морозильных рыболовных траулеров для Русской рыбопромышленной компании, две серии подводных лодок и серия патрульных кораблей ледового класса для ВМФ.
Всего в 2020 году верфи Петербурга спустили на воду девять судов. В их числе один из мощнейших в мире дизель–электрический ледокол "Виктор Черномырдин". До 2024 года в Петербурге планируется построить ещё 22 корабля и судна, сообщал в ноябре губернатор Александр Беглов.