Отгрузка нефти в морских портах России в ноябре рухнула на 20%. В перегрузочных пунктах Ленобласти эта цифра ещё выше.
Отгрузка нефти в порту Приморск сократилась в ноябре на 28% по сравнению с ноябрём–2019, до 2,3 млн т, в Усть–Луге — на 39,9%, до 900 тыс. т, сообщают в "Транснефти". Наибольший спад фиксируется по европейским направлениям, тогда как азиатское, включая Китай, остаётся стабильным.
"Наверное, такого резкого падения не было никогда. Мы терпим убытки, потому что систему приходится содержать целиком и полностью. Мы меньше тратим на электричество, но все остальные расходы — они одинаковые, начиная с персонала, заканчивая всеми налогами", — с сожалением говорят в пресс–службе "Транснефти".
Ноябрьским антирекордам предшествовало чуть более плавное, но всё-таки тоже непреклонное снижение. По данным ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", в январе–октябре перевалка нефти в Приморске сократилась на 30% (до 28,41 млн т), в Усть–Луге — на 14% (19,82 млн).
"Стало меньше пароходов, и мы не можем этому радоваться. Но у нас производство непрерывного цикла. Инфраструктура должна работать — она же не сжалась до нуля. Работа идёт в штатном режиме. Другое дело, что нынешняя ситуация добавила головной боли людям в кабинетах. Им предстоит думать, как привлечь новые грузы", — рассказали "ДП" в одном из областных портов.
В сложившейся ситуации экономисты винят пандемию COVID–19. Майское соглашение ОПЕК+ подстегнуло мировое сокращение добычи нефти. Изначально лимит для России был установлен на уровне 8,5 млн барр. / сут., а с августа его подняли до 8,99 млн. В меньших объёмах, ожидаемо, сырьё стали и отгружать.
"В краткосрочном периоде заметно влияние на производственные показатели порта Приморск, имеющего более узкую специализацию, чем Усть–Луга. На территории порта расположены два нефтеналивных терминала, предназначенных для перевалки сырой нефти и дизельного топлива, и перегрузочный комплекс для перевалки генеральных грузов", — напоминает профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Елена Жиряева.
Провал поставок в Европу она объясняет экономической пассивностью стран ЕС, обусловленной введением всё новых мер по борьбе с опасной инфекцией. "Композитный PMI еврозоны от IHS Markit снизился до 45,1 в ноябре 2020 года по сравнению с 50,0 в предыдущем месяце. Это был самый резкий месяц спада в блоке частного сектора с мая, поскольку страны ввели более агрессивные меры для противодействия росту числа случаев коронавируса. За последние 4 месяца Китай имеет более высокий показатель активности, чем еврозона", — замечает эксперт.
Впрочем, на фоне удручающих показателей по отгрузке сырой нефти относительно стабилен сектор нефтепродуктов. В Усть–Луге их отгрузка за 10 месяцев снизилась лишь на 1% (до 25,13 млн т), а в Приморске даже выросла на 20% (до 13,38 млн т).