Рост акциза на алкоголь приведёт к его подорожанию в рознице в начале 2021 года.
Акциз на алкогольные напитки с содержанием спирта более 9% с Нового года вырастет на 4%, до 566 рублей за литр. Новый лимит установлен на все категории спиртных напитков. Уже известно, что в 2022 году ставка вырастет ещё на 23 рубля, до 589 рублей, а в 2023–м — до 613 рублей. Вырастут ставки акциза и на алкоголь с содержанием спирта менее 9% — с 435 до 452 рублей за литр в 2021 году, до 471 рубля — в 2022–м и до 490 — в 2023–м. Ставка акциза на пиво с содержанием этилового спирта менее 8,6% увеличится на 1 рубль, а на пенные напитки покрепче — на 2 рубля. У производителей вин дополнительная статья расходов появится за счёт повышения акцизов на сырьё. В 2022 году ставка налога на виноград, используемый для производства вина, увеличится с 30 до 33 рублей за тонну.
"Ставки акциза на алкогольную продукцию ежегодно индексируются на уровень инфляции. Это стандартная практика. Никаких новаций в акцизной политике в отношении алкогольной продукции не планируется", — пояснили в прессе–службе Минфина РФ.
Увеличение косвенного налога первым на себе ощутит потребитель. "Уменьшить свою маржу я не могу. Реальная отдача от магазина и так намного ниже тех ожиданий, которые были, когда мы заходили на рынок. В любом случае повышение акцизов люди увидят на полках", — констатирует директор сети по торговле спиртными напитками "РусАлка" Александр Фролов.
Директор магазинов разливного пива "Хмель Солод" Александр Кротов отметил, что сейчас ситуация по рынку не самая благоприятная. "У нас сеть магазинов, и когда два дополнительных рубля акциза на пиво умножаются на количество магазинов и количество литров, безусловно, выходит значительная сумма", — говорит он.
Директор центра исследований "ЦИФРРА" Вадим Дробиз подсчитал, что стоимость недорогой бутылки водки вырастет в среднем на 10 рублей, премиальной — на 50 рублей и выше. Бутылка виски и дорогого коньяка подорожает минимум на 100 рублей. При этом цены вырастут не одномоментно.
"Каждый производитель старается сформировать запас продукции по старой ставке акциза, — говорит Дробиз. — В I квартале, как правило, продаётся алкоголь из прежних запасов. По мере их исчерпания будет закупаться продукция, акциз на которую будет рассчитан уже по новым ставкам".
Эксперты отмечают, что каждый раз при росте стоимости алкоголя повышается активность нелегальных производителей.
"Ставки повысили, маржа у нелегалов выросла, и желающих заработать, соответственно, стало больше", — отметил Александр Фролов. Впрочем, по его словам, некачественной продукции на самом деле на рынке очень мало. "В основном контрафакт — это продукция, с которой просто не уплачены акцизы и прочие налоги", — уточнил предприниматель.
Представители розницы уверяют, что в их магазины такая продукция попасть не может. Всё, что продаётся на прилавках, проверяется через ЕГАИС. Автоматизированная система отслеживает движение каждой бутылки от её выпуска до продажи конечному потребителю. В ней хранятся данные о заводе–изготовителе, а также подробная характеристика товара, адрес торговой точки, в которую он был доставлен, время и дата его реализации. Отсканировав QR–код на специальном чеке, покупатель сможет узнать всю "подноготную" выбранного им алкоголя.
"Попадание контрафакта в магазины нашей сети — это из разряда фантастики. Мы работаем в системе “ЕГАИС”, в которой за движением алкогольной продукции следит государство", — сообщили представители сети "Красное и белое".
Прореха в системе — маленькие магазины. Зачастую владельцы таких точек ради экономии готовы поступиться качеством. Самое интересное, что большинство клиентов, приобретая такой товар, осознают, что идут на риск. "Население уже лет пять назад разделилось на две группы. На тех, кто пьёт легальную продукцию, и на тех, кто предпочитает нелегальную и суррогатную", — констатирует Вадим Дробиз.
В том числе для борьбы с контрафактом с 1 января Минфин увеличил минимальные цены на крепкий алкоголь и игристые вина.