Губернатор Новгородской области Андрей Никитин назвал "без преувеличения историческим" решение научно-технического совета РЖД по маршруту высокоскоростной магистрали (ВСМ) на максимальном приближении к Великому Новгороду. Как сообщил губернатор в соцсетях, "новгородский" вариант выбран основным, "хоть он и длиннее остальных на 21 км".
"Спустя более чем 70 лет (последнее упоминание прямой ветки от тогда Новгорода до Москвы в статусе "строящаяся" публиковалось на схеме железных дорог и водных путей сообщения СССР 1943 года) планы соединить прямой железнодорожной веткой теперь Великий Новгород и Москву будут реализованы", — говорится в сообщении Андрея Никитина.
Новгородский историк, писатель Виктор Смирнов воспринял это решение как "победу здравого смысла". "Принесший столько бед и невзгод високосный год сделал новгородцам прощальный подарок", — отметил он.
Он напомнил, что в 1843 году российское правительство рассматривало два варианта будущей Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, в том числе через Новгород — он был на 30 км длиннее и на 17% дороже. "На заседании правительственного комитета голоса разделились. Точку в обсуждении поставил император Николай I, утвердив прямой вариант без захода в Новгород. По преданию он просто положил на карту линейку и соединил обе столицы прямой линией, — написал Виктор Смирнов. — Жизнь показала, что краткосрочная экономия обернулась несравненно большими потерями не только для Новгородской губернии, но и для всей страны. Оставшаяся в стороне от главной транспортной магистрали Новгородская губерния надолго затормозилась в экономическом развитии, а погрузившийся в застой древний Новгород, по выражению поэта, "тихо опочил".
Эксперты прогнозируют, что ВСМ с заходом в Великий Новгород в два–три раза увеличит поток отечественных и зарубежных туристов в регион. Ожидают, что магистраль придаст мощный толчок экономическому и социальному развитию региона, повысит его инвестиционную привлекательность.
В настоящее время прямые поезда, курсирующие между Москвой и Петербургом, не заходят в Великий Новгород, так как он находится в стороне от основного железнодорожного пути: станция "Великий Новгород" является тупиком. "Сапсан" делает две остановки в Новгородской области — на станциях в городах Чудово и Окуловка.