Решение научно-технического совета РЖД о маршруте высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Петербург с заходом в Великий Новгород в Новгородской области восприняли с необычайным энтузиазмом. В последний раз такое оживление наблюдалось при строительстве по территории региона автомобильной трассы М-11. Последовавший затем спад инвестиций так и объясняли: больше нет подобных мегапроектов. Теперь в Новгородской области вновь ждут дополнительных миллиардов в бюджет и роста туристического потока.
Железнодорожный тупик
Железнодорожная станция Великий Новгород, до недавнего времени называвшаяся Новгород-на-Волхове, по сути является тупиком. Прямые поезда, курсирующие между Москвой и Петербургом, не заходят в Великий Новгород, так как он находится в стороне от основного железнодорожного пути. "Сапсан" делает две остановки в Новгородской области — на станциях в городах Чудово и Окуловка, до Великого Новгорода оттуда добраться можно на электричках, маршрутках или такси.
В Москву из Великого Новгорода ходит ночной поезд, который с декабря 2018 года продлён до Нижнего Новгорода. Многие новгородцы до сих пор называют его московским и пользуются им исключительно для поездок в столицу. Поездка занимает порядка восьми часов, поезд прибывает в Москву в 5:30 и на Курский вокзал — для многих это и долго, и не слишком комфортно.
До Петербурга из Великого Новгорода курсируют "Ласточки", но скоростными назвать их можно с натяжкой: время в пути составляет почти четыре часа, при этом на станциях в Чудово или в Спасской Полисти стоянки достигают получаса: "Ласточки" пропускают "Сапсаны" или другие поезда.
Возможность действительно высокоскоростного железнодорожного сообщения для Новгородской области — давняя мечта, в осуществление которой уже разуверились. ВСМ с заходом в Великий Новгород новгородцам обещали ещё в 1990-х, но в 1998 году грянул дефолт, проект был заморожен, и вместо ВСМ жители Новгородской области получили пролетающие мимо "Сапсаны" и ТРЦ "Галерея" на месте котлована рядом с Московским вокзалом в Петербурге, куда удобно, сразу с "Ласточки", приезжать за покупками.
В 2019 году, когда проект ВСМ был реанимирован, губернатор Новгородской области Андрей Никитин признавался, что у идеи прохождения ветки через Великий Новгород есть противники на федеральном уровне. Но обещал, что сделает всё возможное, чтобы интересы новгородцев были учтены. "Мы понимали, что если вновь потерять возможность прямого въезда в Новгород, то развивать город скоро станет очень сложно", — сказал Андрей Никитин.
Историческое решение
Не удивительно, что когда такое решение наконец состоялось, губернатор назвал его "без преувеличения историческим", а новгородцы восприняли это как долгожданное восстановление исторической справедливости и победу здравого смысла.
Андрей Никитин отметил, что планы соединить прямой железнодорожной веткой Великий Новгород и Москву будут реализованы спустя более чем 70 лет: последнее упоминание прямой ветки от Новгорода до Москвы в статусе "строящаяся" публиковалось на схеме железных дорог и водных путей сообщения СССР 1943 года.
Писатель, историк, почётный гражданин Великого Новгорода Виктор Смирнов напомнил, как при строительстве Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги в середине XIX века проектировщики также предлагали вариант прохождения путей через Новгород. Этот маршрут был на 30 км длиннее и на 17% дороже прямого, и на заседании правительственного комитета голоса разделились: точку в обсуждении поставил император Николай I, утвердив прямой вариант без захода в Новгород.
"Сэкономив на расстоянии, августейший проектировщик вывел из грузооборота губернский Новгород. Оскудел и транспортный поток на тракте Москва — Петербург. Утомительному недельному путешествию на лошадях публика предпочитала сравнительно быструю и комфортабельную поездку по железной дороге. Жизнь показала, что краткосрочная экономия обернулась несравненно большими потерями не только для Новгородской губернии, но и для всей страны. Оставшаяся в стороне от главной транспортной магистрали Новгородская губерния надолго затормозилась в экономическом развитии, а погрузившийся в застой древний Новгород, по выражению поэта, "тихо опочил", — отметил Виктор Смирнов.
Серьёзный рывок и новая агломерация
Экономический эффект от реализации проекта ВСМ в целом РЖД оценивает в сумму более 8 трлн рублей при затратах в 1,6–1,7 трлн рублей. Новгородский вариант маршрута ВСМ увеличит протяжённость трассы на 21 км, но даст рост пассажиропотока почти на 1 млн пассажиров в год.
Говоря об экономическом эффекте проекта для Новгородской области, губернатор региона Андрей Никитин назвал порядка 5 тыс. новых рабочих мест, около 400 млрд рублей инвестиций в строительство и "дополнительно около 80–90 млрд инвестиций плюсом к тому плану, который есть в регионе на данный момент". Бюджет Новгородской области получит дополнительно 89 млрд рублей доходов — при том, что сейчас объём бюджета региона составляет около 40 млрд рублей.
Другими словами, к моменту окончания строительства магистрали Новгородская область получит дополнительно практически двухлетний бюджет региона. Рост туристического потока оценивается до 5 млн человек к 2030 году (сейчас Новгородскую область посещают 1,7 млн туристов в год).
"Это не наши расчёты, это расчёты федеральных экономических институтов, которые делали обоснование для РЖД. Всё это позволит региону сделать серьёзный рывок в экономическом развитии", — подчеркнул губернатор Новгородской области.
Губернатор Петербурга Александр Бегловназвал проект создания ВСМ важным шагом в развитии новой агломерации Северо-Запада: Петербурга, Ленинградской области и Великого Новгорода. Ожидается, что время в пути между двумя столицами займёт 2 часа — вдвое быстрее, чем сейчас на "Сапсане".
Маршрут обсуждается
О том, через какие именно населённые пункты пройдёт новая высокоскоростная магистраль, говорить пока рано. Рассматривается дробление проекта на три фазы: Москва – Крюково (42 км), Крюково – Обухово (основная протяженность трассы, 630 км) и Обухово – Санкт-Петербург (12 км), писал "Коммерсантъ".
По словам новгородского губернатора Андрея Никитина, железнодорожная ветка, скорее всего, пройдёт в районе деревни Подберезье Новгородского района — примерно в 20 км от областного центра. Место строительства транспортно-пересадочного узла пока определяется, с учётом существующих железнодорожных путей от Великого Новгорода к станции Чудово. "Чтобы пересадочный узел был сохранён для тех, кто едет, например, по маршруту Петрозаводск – Новгород – Псков", — пояснил Андрей Никитин.
Маршрут намерены проложить максимально близко к городу, но без вмешательства в зону исторической застройки, охраняемой ЮНЕСКО. Трасса обойдёт Невское подземное газохранилище и Валдайский национальный парк. В районе Окуловки или Угловки рассматривается вариант ещё одного посадочного пункта.
В Петербурге новый вокзал для приёма скоростных поездов планируется построить на месте бывших складов Северного страхового общества. Этот участок вплотную примыкает к действующей железной дороге около путей станции Санкт-Петербург–Главный (Московский вокзал), при этом на участке от станции Обухово до будущего вокзала проложат новые пути вплотную к существующей железнодорожной линии, уточнили в пресс-службе Смольного.
Окончание строительства магистрали запланировано к 2027 году. В новгородском правительстве уже в ближайшее время создадут специальную рабочую группу. До начала реализации проекту предстоит ещё долгий путь: его ждут многочисленные экспертизы и согласования.