В III квартале в СЗФО вырос экспорт. Но эксперты призывают не обнадёживаться.
Товарооборот за III квартал достиг $18,6 млрд, что на 8,7% больше, чем в предыдущем квартале, но до показателей 2019–го регионам СЗФО по–прежнему далеко. Перепад в денежном эквиваленте — $4,2 млрд. На экспорт приходится $9,9 млрд, на импорт — $8,6.
Увеличение объёмов продаж на зарубежные рынки наблюдается по восьми из десяти позиций. Экспорт химии из СЗФО вырос на 20%, металла на — 17,6%, текстиля — на 9,4%. Реабилитировались поставщики электрических машин, транспорта и оборудования. После резкого спада весной им удалось обойти свои прошлогодние рекорды. На конец сентября было экспортировано товаров на сумму $2,2 млрд, в то время как за аналогичный период 2019–го — $1,9 млрд.
Впрочем, считать эти данные улучшением в экономике было бы ошибкой, уверяют эксперты. Драйвером восстановления мировой торговли сейчас является отложенный спрос. Когда зарубежные партнёры утолят голод, вызванный затяжной COVID–изоляцией, регионы Северо–Запада вновь ждёт сокрушительный обвал.
"Это краткосрочное оживление. Экономисты ещё даже не могут определить глубину спада. Измерить его и оценить можно будет только в начале следующего года. Я не сказала бы, что нашему региону стоит надеяться на какие–то лучшие экономические времена", — констатирует профессор кафедры таможенного администрирования СЗИУ РАНХиГС, д. э. н. Ирина Бойко.
Более того, продолжают сокращаться объёмы торговли по ключевым категориям: топливу и минеральным продуктам. Руда, шлак и зола по итогам трёх кварталов принесли в бюджет $445,5 млн (в 2019 году — $599,8 млн). Доходы от продажи сырой нефти упали на 35% (с $7,6 млрд до $4,9 млрд). Более 90% приходится на Петербург, но динамика отрицательная.
Примечательно, что вверх пошли неожиданные группы. Возрос интерес иностранных потребителей к продовольствию, произведённому в СЗФО. На экспорт в III квартале ушли 1,7 млн тонн злаковых культур (почти вдвое больше, чем годом ранее). От месяца к месяцу увеличивались и к концу сентября достигли пика объёмы рыбной и мясной продукции — сумма продаж за рубеж превысила $558 млн. Причина аномального роста, по мнению Ирины Бойко, кроется в повсеместных ограничениях и стремлении запастись продуктами.
Эксперты сетуют, что мировая экономика изменчива как никогда, а помимо жёстких противоэпидемических мер на товарооборот влияет курс рубля. В благоприятных для иностранных импортёров условиях поднялись продажи судов: из Петербурга их количественная реализация превысила прошлогодние показатели на 20%, из Ленобласти — почти на 98%. Ставка сделана на Индию.
"В рамках географической диверсификации экспортных поставок подписано несколько контрактов с новыми контрагентами на поставку товаров. Индия для нас чрезвычайно перспективный рынок", — считает глава территориального управления Российского экспортного центра по СЗФО Сергей Соломин.
На подъёме древесина и древесный уголь: финансовое расхождение с III кварталом 2019–го — $90 млн. Впрочем, ажиотаж вокруг лесных ресурсов СЗФО временный.
"Наблюдаемое увеличение экспорта древесины за рубеж обусловлено введением полного запрета с 2022 года на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Эта ситуация ощутимо затронула нас. Материала почти нет, цены растут, а спрос превышает предложение примерно на 50%. Мы вынуждены просто отказывать клиентам, потому что нет леса. Теперь только если из воздуха пилить", — резюмирует представитель ООО "СР торг" Роман Ермолин.
Впрочем, на данный момент самая высокая доля доходов СЗФО всё равно приходится на сырьевой экспорт. Его угасающие объёмы явно сигнализируют о том, что пора пересмотреть структуру товарооборота.
Ситуацию усугубляют и растущие показатели по импорту, которые в конечном счёте приведут к экономическому дисбалансу. Путь к независимости от топливно–энергетической и минеральной продукции специалисты видят в развитии производства высокотехнологичных товаров. Но думать об этом надо было раньше.