Суду по интеллектуальным правам предстоит рассмотреть требования двух крупных компаний о прекращении охраны товарных знаков (ТЗ).
X5 Retail Group просит снять с охраны товарный знак "Чиж&Co", которым владеет музыкант Сергей Чиграков. Вероятно, таким образом ретейлер расчищает дорогу для своего нового бренда жёстких дискаунтеров "Чижик". Другая крупная компания — Heineken — претендует на стилизованное изображение сердца с надписью "Стар Стор", по–видимому, ради реализации планов по продвижению сайта для заказа своей продукции starstore24.ru
Heineken (ООО "Объединённые пивоварни Хейнекен") бьётся за товарный знак № 464313 в отношении услуг 35–го класса (реклама, менеджмент в сфере бизнеса и пр.). Знак представляет собой стилизованное сердце из розовой тонкой линии, внизу надпись "Стар Стор". Права на него до мая 2021 года принадлежат московскому ООО "Алмаз". Аналогичный иск подан структурой X5 Retail Group на товарный знак "Чиж&Co", которым владеет музыкант Сергей Чиграков. Основанием в обоих случаях является неиспользование ТЗ нынешними правообладателями.
Елена Юферева, генеральный директор Brandson Branding Agency (TSN), полагает, что иск пивоваров связан с возможными планами Heineken по продвижению существующего сайта starstore24.ru. Он предназначен для заказа продукции бренда торговыми точками. "В App Store уже существует приложение под названием Star Store от Heineken, однако оно предназначено для комплексного аудита представленности продукции в торговых точках — по результатам ответов на вопросы о количестве продукции, соответствии рекламных материалов текущим кампаниям бренда и так далее ретейлерам ставится оценка. Таким образом Heineken взаимодействует с юрлицами, давая обратную связь. Вероятно, что заявка о прекращении регистрации — первый шаг к увеличению присутствия бренда в сегменте взаимодействия с компаниями в России", — считает Елена Юферева.
В 2019 году количество дел о досрочном прекращении охраны товарных знаков из–за их неиспользования составило около трети от общего числа заявлений, подаваемых в Роспатент. Как считает старший юрист Юридической конторы Гессена Георгий Мелков, пивоварам предстоит убедить суд в реальности своей заинтересованности: "Необходимо подтвердить, что спорный ТЗ компания намерена использовать и уже ведёт приготовления к этому: к примеру, заказана разработка дизайна обозначения, заключены договоры, связанные с использованием в будущем такого товарного знака, или же начали подготовку к выпуску товара под таким брендом".
Следующим этапом станет регистрация права на объект притязания. При этом вопрос о сходстве обозначений Роспатентом зачастую решается субъективно, и результат обращения предугадать почти невозможно. К примеру, газовой компании Shtokman в своё время не удалось с первого раза зарегистрировать ТЗ из–за созвучия с ретейл–гигантом Stockmann.
"Крупный бизнес в России весьма тщательно подходит к оценке рисков, с которыми он может столкнуться при регистрации. X5 Retail Group расчищает дорогу для своего нового проекта — ретейл–бренда “Чижик” формата “жёсткий дискаунтер”. Частичное созвучие торговых марок “Чиж&Co” (может читаться как “Чижико”) и “Чижик” создаёт препятствие для регистрации товарного знака заявителя", — резюмирует Елена Юферева.