Центральная Брюссельская власть Евросоюза не стала требовать от стран сообщества соблюдать какие-то единые правила работы зимних горнолыжных курортов и предложила всё решить самостоятельно. В результате сезон курорты встречают "кто во что горазд". Разбираемся в правилах этого странного года.
Запрет, как взрыв
Эта тема в Европейских СМИ стала центральной после того, как канцлер ФРГ Ангела Меркель присоединилась к инициативе Италии и Франции в призыве до 10 января следующего года запретить работу всех горнолыжных курортов ЕС.
Конечно же, после такого заявления разразился настоящий скандал. Для зимних туристических мест засветила перспектива повторить трагичный опыт этого лета южных средиземноморских коллег, которые поневоле провалили сезон 2020 года. Убытки из-за провала летнего сезона до конца ещё не подсчитаны, а отрасль точно в ближайшие годы не сможет вернуться на прежние рельсы.
Возможно, именно из-за этого Еврокомиссия в итоге решила никак не вмешиваться в работу зимних курортов. Общий посыл: сами страны должны решить, какую стратегию избрать, а Брюссель вообще не будет выносить никаких рекомендаций о работе горнолыжных курортов. И, понеслось.
Франция мечется
Франция была первой страной, которая начала волну предложений о запретах зимних курортов. Дескать, ситуация настолько серьёзная, что работать в этом сезоне не должно ничего из развлекательного и спортивного. Но в итоге, внутри самой Франции, компромисса не нашли. Премьер-министр страны Жан Кастекс, например, заявил, что курорты работать будут, но все фуникулёры остановят. Мол, добирайся на склон, как хочешь!
"Чтобы насладиться свежим воздухом и красотами наших гор, а также закупиться в магазинах, которые будут работать, все смогут свободно отправляться на наши альпийские и пиренейские курорты (которые тоже будут работать), но фуникулёры действовать не будут", — словно в насмешку сказал Ж. Кастекс.
В это же время канцлер ФРГ Ангела Меркель, поддерживая своего французского коллегу Эмманюэля Маркона заявила, что "в ближайшее время невозможно возобновить работу зимних видов спорта" и добавила, что ещё сохраняется надежда, что в январе запреты будут сняты.
При этом во Франции в общей сложности действует порядка 350 зимних горнолыжных курортов. И все они за период католического Рождества и новогодних праздников собирают четверть всех своих годовых доходов. Считается, что сектор зимнего спорта за год зарабатывает порядка 10 млрд евро, а в сезон дополнительно трудоустраивается 120 тыс. человек.
Если во Франции в итоге и решат запретить работы горнолыжных курортов в сезонный пик, то бизнес рассчитывает на чёткие обязательства о компенсациях со стороны властей. Пока об этом говорят обтекаемо и неконкретно.
Категоричная Италия
Премьер-министр Италии Джузеппе Конте поддержал инициативу полного запрета работы зимних горнолыжных курортов. По его словам, отрасль и вовсе закольцевалась и, пока остальные только вступают в фазу нового удара пандемии для этого туристического сектора, это становится уже вторым полноценным ударом.
Его основной аргумент: горнолыжные курорты ещё в марте уходящего 2020 года считались одними из главных источников распространения новой коронавирусной инфекции. Ну а Италия, которая граничит с курортами-конкурентами просто не может закрыть себя, если всё вокруг будет работать.
В Италии, действительно, многие курорты трансграничные. Турист из Италии совершенно легко, и часто даже незаметно для себя, попадает во Францию или Швейцарию. В итоге на сегодняшний момент все курорты в Италии решено закрыть. По подсчётам The Guardian весь оборот итальянских курортов достигает в сезон 11 млрд евро. Сейчас всю деятельность решено полностью остановить. Полумеры, считают в Италии, эффекта не принесли. "Протокол — это одна вещь, но всё, что движется вокруг отдыха на снегу, всё это неконтролируемо", — в интервью телевидению La7 утверждал глава итальянского правительства.
Строгая Германия
Похожая стратегия избрана и в Германии. Министр федеральных земель ФРГ Маркус Зёдер, который также является премьером Баварии, заявил The Guardian, что никакие зимние горнолыжные курорты в сезон 2020–2021 годов работать категорически не будут.
И кроме этого — баварский премьер предупредил любителей горного спорта: немцы, которые попытаются обойти запрет и удрать в швейцарские курорты, по возвращении домой сядут на обязательный карантин.
Мятежная Австрия
Тем временем соседняя Австрия не поддержала все эти запреты. "Если ЕС запретит горнолыжные зоны, то только за время рождественских каникул нам это будет стоить 2 млрд евро", — цитирует The Guardian министра финансов Австрии Гернота Блюмеля. По его словам, если ЕС будет требовать закрыть все зимние курорты, то тогда сообщество должно полностью компенсировать все финансовые потери.
Прямо сейчас все австрийские горнолыжные курорты, которые генерируют 15% ВВП экономики страны, закрыты. По идее, карантин должен перестать действовать ещё в декабре, но точных правил никто до сих пор не знает.
Швейцария полностью открыта
Совершенно другую стратегию избрали в Швейцарии. На момент написания этой статьи, там было открыто буквально всё. Кран-Монтана, Саас-Фе, Церматт, Вербье, Андерматт, Энгельберг и другие знаменитые курорты.
Кое-где, как и по всей Европе, закрыты бары и рестораны, но в целом, Швейцария в этом сезоне решила пойти наперекор общей стратегии и не стала отказываться от доходов за счёт зимнего туризма.
Польша — только для своих
Ну а самую интересную модель выбрали в Польше. Курорты будут действовать, но только для своих граждан. И исключительно во время школьных каникул. Ну а рестораны и кафе всё это время будут закрыты. Катайтесь, но еда — навынос!