Более того, потенциал снижения ставки на последующих заседаниях ЦБ РФ в 2021 году также весьма невелик. Большинство аналитиков прогнозируют либо уменьшение ставки в течение ближайших 12 месяцев на один шаг, то есть с текущего значения 4,25% годовых до 4%, либо сохранение её на постоянном уровне. В частности, подобные мнения высказывали участники XVIII Российского облигационного конгресса, состоявшегося в Петербурге в конце прошлой недели.
Инфляция разогналась
Главным аргументом экспертов в пользу удержания ставки на текущем уровне выступает динамика инфляции. По данным Росстата, за 11 месяцев 2020 года данный показатель составил 4,1%. Это больше, чем прогнозировало правительство на весь год (3,8%). В годовом выражении инфляция в ноябре ускорилась до 4,42% с 3,99% в октябре. Таким образом, реальная ставка (с учётом накопленной инфляции) уже вошла в зону отрицательных значений, впервые за 4 года. Снижение же ключевой ставки считается проинфляционным действием, поскольку приводит к удешевлению кредитов и, как следствие, росту спроса на товары и услуги.
Аналитики компании ITI Capital Сергей Волобоев и Ольга Николаева обращают внимание и на растущие инфляционные ожидания населения, которые по итогам ноября достигли 10,1%. Они в дальнейшем могут сказываться на потребительском поведении граждан. "В то же время риторика представителей Банка России в последние недели по–прежнему не исключает сценария, при котором стоимость кредитования в этом году ещё может быть снижена на 25 базисных пунктов (б.п.)", — отмечают они.
Тем временем ускорение инфляции на некоторые продовольственные товары уже попало в поле зрения президента РФ Владимира Путина. Он устроил по этому поводу разнос членам правительства, и те не на шутку всполошились. Премьер Михаил Мишустин поручил подчинённым докладывать ему о ситуации с ценами на продукты каждый понедельник. Параллельно он подписал постановление об экспортной пошлине на подсолнечник и рапс с января 2021 года в размере 30%. В правительстве также обсуждалось введение экспортной пошлины на подсолнечное масло, сообщило агентство "Рейтер" со ссылкой на свои источники. Подсолнечное масло, как и сахар, входит в число самых подорожавших продуктов с начала года, по данным Росстата.
К поиску виновных в повышении цен на продукты подключилась и Генпрокуратура. Так что проинфляционное действие ЦБ РФ в виде снижения ставки в пятницу выглядело бы как плевок против ветра и, вероятно, привело бы к недовольству не только чиновников с прокурорами, но и главы государства.
Ещё одной причиной для воздержания регулятора от изменения ключевой ставки может стать ожидаемая в январе будущего года смена президента США, чреватая усилением санкционного давления. По словам главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, политика новой администрации США в отношении России остаётся фактором неопределённости.
"В базовом сценарии мы не ожидаем введения новых жёстких санкций. Однако Банк России должен быть готов быстро отреагировать на случай ухудшения отношений с США, и высокая рублёвая ставка помогает снизить риски оттока капитала", — отмечает эксперт.
Временный фактор
Впрочем, глава Банка России Эльвира Набиуллина, несколько раз выступившая накануне недели тишины перед решением о ставке, всё–таки постаралась сохранить интригу. Она не уставала повторять, что пространство для смягчения денежно–кредитной политики ещё остаётся.
Её главные аргументы заключаются в том, что экономическая ситуация не создаёт дополнительных долгосрочных проинфляционных рисков и в ближайшие месяцы дезинфляционные риски будут преобладать, а решения о снижении ставки транслируются в изменение рыночных ставок по кредитам и депозитам не сразу, а в течение нескольких кварталов.
Официальный прогноз ЦБ по инфляции на 2020 год составляет 3,9–4,2%, он, правда, уже превышен. Тем не менее на 2021 год регулятор предсказывает рост потребительских цен на 3,5–4%. То есть инфляция будет превышать целевой уровень 4% в течение короткого периода, полагают в ЦБ РФ.
"Инфляция увеличилась в последние 2 месяца. На это повлияло несколько факторов: ослабление рубля в конце лета и осенью, возросший спрос на основные продукты питания, сокращение на стороне предложения из–за ограничительных мер", — объяснила Эльвира Набиуллина в интервью Bloomberg TV. По её словам, теперь Банк России ждёт инфляцию в РФ по итогам 2020 года в районе 4,5%, ее пиковое значение не более 5% в феврале 2021 года и дальнейшее снижение.
Среди экспертов, давших в последние дни прогнозы по ключевой ставке после 18 декабря, выделяется Владимир Осаковский, главный экономист Bank of America (BofA) по РФ. Он по–прежнему считает, что ЦБ РФ, скорее всего, снизит ключевую ставку на 25 б.п. (0,25% годовых). Он признаёт, что ускорение инфляции до уровня выше 4% за последние несколько недель создаёт существенный риск переноса снижения ставки на I квартал будущего года.
Однако снижение в декабре, по оценке BofA, всё же более вероятно, чем удержание ставки на месте. "Слабость рубля, которая, по всей видимости, стала ключевым фактором недавнего ускорения инфляции, похоже, обратилась вспять и должна начать сдерживать инфляцию в течение следующих нескольких недель. На наш взгляд, это сохраняет баланс в пользу снижения ставки на декабрьском заседании", — отмечается в недавнем обзоре банка.
С начала декабря курс рубля укрепился по отношению к доллару США более чем на 4%, а с начала ноября — более чем на 8%.
Другими адептами уменьшения ключевой ставки на ближайшем заседании выступили аналитики Райффайзенбанка. "Не только мягкая риторика регулятора говорит о возможности снижения ставки в скором времени. Не исключено, что это случится на предстоящем заседании 18 декабря. Экономическая активность остаётся сдержанной, сказывается и отложенный эффект первой волны COVID–19, и эффекты второй волны, а потому логично было бы ожидать дополнительного настроя на стимул со стороны ЦБ", — написали они в своём обзоре.
Низкие ставки надолго
С начала прошлого года Банк России снизил ключевую ставку на 3,5 процентного пункта, но с конца июля этот финансовый индикатор остаётся неизменным. По оценкам опрошенных "ДП" экспертов, в ближайшие кварталы, а то и годы мы не увидим таких драматичных изменений стоимости денег.
Консенсус финансовых аналитиков склоняется к тому, что в целом в мире монетарная политика уже исчерпала свои возможности поддержки экономики. Денег можно напечатать сколько угодно. В этом плане у центральных банков неограниченные возможности. Но влияние этих денег на экономику стремится к нулю. Мультипликаторы, определяющие прирост ВВП в результате поступления на рынок очередного напечатанного доллара, сейчас ничтожно малы. Так что монетарными методами поддерживать текущую ситуацию, наверное, можно, но добиться какого–то устойчивого развития и улучшения не получится.
Борьба с кризисными явлениями в экономиках будет, видимо, смещаться к фискальным мерам поддержки — снижению налоговой нагрузки, программам субсидирования из бюджетов. Хотя и здесь всё непросто: очень резко выросла долговая нагрузка государств. Но других инструментов, которые могли бы повлиять на экономику, не имеется. Поэтому следует ждать больших расходов бюджетов.
В то же время монетарная политика центробанков останется мягкой, отрицательные ставки в реальном выражении будут сохраняться достаточно длительный период. При этом мировая экономика будет выходить из этой ситуации не так быстро, как всем хотелось бы.
Повышения ставок, возврата их в нейтральный диапазон в обозримом будущем, видимо, ждать не следует, несмотря на то что инвесторы, в том числе пенсионные фонды с многомиллиардными активами, страдают от резкого сокращения количества доходных финансовых инструментов. Объём облигаций с отрицательной доходностью в мире достиг $18 трлн. А у остальных доходность хоть и положительная, но очень маленькая по историческим меркам.
Однако центробанки вынуждены соблюдать осторожность. У всех перед глазами недавний кульбит Федрезерва, который едва вернулся на целевой уровень ставки, в диапазон 2,25–2,5%, как вынужден был быстро отступить с этого уровня вниз, к диапазону 0–0,25% годовых.
“
Я достаточно консервативен относительно возможности регулятора снижать ключевую ставку на ближайших заседаниях и в следующем году. Инфляционная картина достаточно сложная. На мой взгляд, мы наблюдаем постепенное укоренение новой нормальности с пониженным спросом и повышенными из–за девальвации рубля издержками. Мы прогнозируем, что в конце следующего года инфляция будет ниже цели ЦБ, но не настолько, чтобы давать регулятору повод снижать ставку.
Валерий Вайсберг
директор аналитического департамента ИК "Регион"
“
Фундаментально уровень инфляции остаётся на достаточно низкой базе в последние годы. И, наверное, даже в этом году базовая инфляция в нашей экономике ближе к 3%, чем к 4%. Сейчас происходит локальный скачок инфляции, но это влияние курсовых и ряда локальных факторов, это разовая история, которая в следующем году будет уходить. Возможно, мы увидим быстрое снижение инфляции, что может дать Банку России возможность для дальнейшего снижения ставок. Но будут и сдерживающие факторы, потому что наша финансовая система не в полной мере готова к низкой ставке. Заёмщикам они выгодны, а вот для тех, кто пытается сберечь свои накопления, ситуация крайне некомфортна. Мы видим мощный выход из активов с низкой доходностью. И это будет ограничителем для возможного снижения ставки, поэтому я не жду существенного снижения. Скорее, до 4,0% в следующем году.
Егор Сусин
начальник центра разработки стратегий Газпромбанка