За предыдущие 2 года прошли лишь три аукциона по программе "памятник за рубль"
Этот механизм разрабатывался Смольным несколько лет. К концу 2018–го была сформирована правовая основа, состоялись первые аукционы. Однако результат оказался невпечатляющим. Реализовать первый лот — двухэтажный особняк на Большой Зелениной ул. — удалось лишь в сентябре 2019 года. На приведение объекта в порядок отводилось 7 лет, но арендатор сработал гораздо быстрее. Акт приёмки был подписан в ноябре этого года.
Инвестором выступило ООО "Пётръ", учредитель которого на момент торгов был аффилирован с семьёй Олега Капитанова, председателя городского комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. В марте компания перешла к структуре "Трансмашхолдинга".
Год назад с молотка ушли Александровские ворота Охтинских пороховых заводов на ул. Химиков, которые приобрело ОАО "НИИ “Химволокно”" миллиардера Игоря Водопьянова (№ 105 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Правда, случился скандал: компания начала работы без согласований КГИОП, за что была оштрафована, а в ноябре прокуратура возбудила уголовное дело по статье "уничтожение или повреждение объектов культурного наследия".
Третьи торги состоялись в январе. На них Московская инвестиционно–строительная компания арендовала бывшие конюшни в Петергофе.
В ноябре–декабре прошли ещё два аукциона — по Загородному дому Л. А. Змигродского и даче Н. М. Кочкина в Сестрорецке. На них поступило по одной заявке — в обоих случаях от ИП Павлов М. С. Как сообщили "ДП" в комитете имущественных отношений, договоры аренды могут быть заключены с единственным участником, но на данный момент они не подписаны.
В 2021 году в рамках программы планируются торги по зданию на Вознесенском пр., 36; ул. Константина Заслонова, 8; на Академическом пр., 35б, в Пушкине и Владимирской ул., 1, в Ломоносове. При этом первый лот безуспешно пытались продать осенью прошлого года, а аукцион по третьему был анонсирован ещё в 2018 году.
Столь скромные достижения эксперты называют вполне ожидаемыми. "Девелопмент памятников требует специальных компетенций и дорогостоящих технологий. Приспособление под современное использование сопровождается различными рисками, длительными сроками выполнения работ — это делает экономическую эффективность проектов низкой, — поясняет Эдуард Тиктинский, президент группы RBI. — Что можно предложить? Зарубежный опыт (например, в Прибалтике) показывает, что участие государства позволяет реализовывать проекты с успехом. Налоговые льготы, прямое субсидирование по завершении работ — эти инструменты позволяют сделать девелопмент памятников привлекательным. Возможно, стоит подумать о государственно–частном партнёрстве".
Программа не работает по всей стране, за исключением Подмосковья, где востребованы некоторые усадьбы, говорит Елена Бодрова, исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов.
"Основная проблема — в хрупкости института аренды при достаточно значимых и сложно просчитываемых затратах. Договор с арендатором по желанию собственника может быть расторгнут практически в любой момент, что суд, скорее всего, спишет на предпринимательские риски и не присудит компенсации. Ранее действовавшая в Петербурге программа продажи аварийных зданий в собственность была более действенной. При такой схеме защиту памятникам гарантируют охранные обязательства, плюс в договоре должны быть прописаны предметы охраны, проведена историко–культурная экспертиза", — считает она.