Требуйте долива: закон о "наливайках" грозит переделом алкогольного рынка

Автор фото: Сергей Ермохин
Небольшим пивоварням сократили число точек продаж

В выигрыше останется сетевой ретейл, в проигрыше — крафтовые пивоварни.

Многострадальный закон о "наливайках", при обсуждении которого было сломано столько копий, принят в третьем чтении и отправился на подпись к губернатору. Продавать алкоголь с 2021 года смогут только заведения площадью от 20 м2. Несмотря на смягчение первоначальных положений, законом по–прежнему многие недовольны.

Обидное название

Владельцы пивных магазинов считают новые нормы лоббированием интересов крупных игроков рынка, которые не только забирают себе весь объём продаж, но и приучают людей пить "скучное пиво" из супермаркетов. Принятие закона приведёт к сокращению магазинов и потере рабочих мест, подчёркивает один из владельцев сети пивных супермаркетов Live Beer (35 точек в городе) Александр Оськин.
"Идёт борьба крупного и мелкого бизнеса, в которой выигрывают большие компании. Теперь нам не остаётся вариантов, кроме как искать площади побольше. Это скажется на продажах и уменьшении числа магазинов. Думаю, властям пора перестать решать за предпринимателей, что допустимо, а что нет, и начать помогать. Бизнесу нужно объединиться против поправок в этот закон, собирать подписи, создавать петиции", — говорит он.
Бороться с "наливайками" власти города пытались и раньше, однако окончательный вердикт вынесли именно тогда, когда бизнес и так из последних сил борется за жизнь. Денис Седунов, руководитель компании Gastroprofit и владелец бара Cruise wine room, считает, что с инициативой депутаты опоздали лет на тринадцать.
"Движение по уничтожению “наливаек” было бы более эффективно с 2000 по 2007 год, когда сомнительных заведений в городе было действительно много. Есть более важная проблема — смертность от контрафактного алкоголя. Чёрный рынок приносит намного больше вреда, не говоря о том, что он не платит налоги. К тому же, если быть честным, владельцы “неправильных” заведений всё равно найдут лазейки. Чем сильнее бизнес ограничивают, тем больше он уходит в подполье", — говорит Седунов.
Эту точку зрения поддерживает партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская: "Изначально бороться хотели с теми, кто не нравился жителям многоквартирных домов. Но, как обычно, вопрос остался необдуманным. Речь идёт о двух категориях точек: пивные магазины и псевдокафе с продажей крепких алкогольных напитков. В случае с крепким алкоголем ситуация не решится. Аренда площадей 23–25 м2, чтобы перейти рубеж, тоже всегда возможна. А многие качественные пивные магазины закроются. Получается, что власти не только не решили проблему, но и обрубили себе же статью доходов, которую получали в качестве налоговых отчислений", — объясняет она.
Владелец паба Docker Кирилл Майстров называет действия властей Петербурга борьбой не за улучшение жизни горожан, а "за сбор политических очков без оглядки на то, что будет, когда закон вступит в силу".
"Такие решения должны быть крайне редкими и продуманными, а также предполагающими компенсации тем, кто от них пострадает. Самое неприятное в этой истории — неясность. Нет никакой гарантии, что через год власти не передумают", — дополняет председатель совета Союза российских пивоваровДаниил Бриман.
По мнению эксперта, сама формулировка "наливайки" звучит уничижительно: продукция (пиво и снеки) у таких магазинов чаще качественная. "Порядка 15% вообще всей рыбы и порядка 50% всех типов снеков в России продаются благодаря этим магазинам. Власти не понимают, что уничтожают целый сектор экономики", — отмечает Бриман.

Выплеснулись в сети

"К закрытию “наливаек” приведёт не “закон о квадратуре”, а массовые ограничения, связанные с работой предприятий общественного питания, которые были введены администрациями всех регионов РФ для сдерживания эпидемии Covid–19", — считает руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.
Ещё одна пострадавшая сторона в этой истории — пивоварни, основной оборот которых проходит как раз через "разливной ретейл". Владелец "Пивоварни Николая Веселова" Николай Веселов считает, что ситуация добавит хлопот всем участникам процесса. Пивоварням остаётся либо закрывать бизнес, либо объединяться с другими игроками рынка в более крупные компании. "Последний вариант маловероятен. К тому же, если подобная схема войдёт в тенденцию, нет гарантии, что не появится новых законов, которые и такой бизнес сделают убыточным", — говорит он.
Ольга Сумишевская считает, что одним из вариантов для пивоварен может быть заключение контрактов напрямую с барами и ресторанами. Ещё один выход — пытаться самим искать помещения и открывать флагманские бары. "Здесь опять же возникает вопрос целесообразности. Держать на территории более 20 “квадратов” только пиво бессмысленно, нужно дополнять чек и другими позициями. Цены в таких заведениях низкими не будут, затраты же нужно отбивать", — говорит партнёр ONE STORY.
По мнению Максима Черниговского, незначительный объём готовой продукции пивоварен Петербурга "перельётся" в ретейл, а основная часть крафтового пива местных производителей останется невостребованной. Что автоматически приведёт к банкротству большого числа городских производителей. "Выиграют от этой ситуации крупные транснациональные пивные компании, у которых широчайшая бренд–представленность как раз в сетевых розничных магазинах", — говорит эксперт.

Крафт или не крафт?

А вот для барной индустрии в законе можно найти плюсы. Вероятно, жители спальных районов станут чаще посещать заведения в центре города.
Также поправки могут упростить получение лицензии на продажу алкоголя небольшим барам. Это, по мнению основателя и руководителя Gastro Norma Данила Герасимиди, будет способствовать запуску новых проектов. В том числе и не связанных с пивом. "Надеюсь, винных баров станет больше, потому что они пользуются спросом, а их мало, и все гости там просто не помещаются", — рассуждает он. Кирилл Майстров с таким суждением не согласен. Он считает, что инициатива никак не отразится на получении лицензии.
Данил Герасимиди полагает, что закон может привести к появлению на месте "наливаек" в спальных районах модных крафтовых баров. Другие эксперты оспаривают и этот тезис.
Крафтовый сегмент с дорогим и качественным алкоголем не может себе позволить ценообразование "наливайки", говорит Кирилл Майстров. Да и рассчитаны крафтовые бары на аудиторию с определёнными стилем жизни и достатком. "Спальный район не даст крафтам трафика", — добавляет Ольга Сумишевская.