Можно понять китайский малый бизнес, штампующий копии Abibas и Mike для нищих модников. В конце концов они решают важную социальную задачу — обеспечивают бедные массы сносным ширпотребом. Можно, наверное, понять и "Бабу Валю", бросившую вызов финскому Valio в разгар противостояния России с внешним миром в 2015 году.
Это был высокий троллинг, правда, без внятного результата. В 2017 году владелец бренда ООО "4Ф" обанкротился. Сейчас за выпуск масла взялся новый производитель, но к качеству "Бабы Вали" по–прежнему возникают претензии. Ну не получается Valio — и всё тут, хотя вряд ли такая задача даже ставилась.
Однако, если бренд пытаются увести бизнесмены "с претензией", это уже вызывает недоумение. Вот мы переживаем, что у нас стартапов в стране мало, айфоны не изобретают, технологическое отставание нарастает, — а что мы хотим от людей, которые не могут составить полноценную маркетинговую стратегию? Или даже не пытались, руководствуясь принципом "и так сойдёт, до первого иска". С таким подходом нашу экономику ждёт такое будущее, что на его фоне прошлое будет представать всё более и более великим.
Вообще, конечно, идею с клубом успешных предпринимателей, собирающихся под чужим брендом, можно было бы развить и творчески переосмыслить. Например, сами встречи могли бы проводиться после полуночи — и в строго отведённых незаконно работающих барах. Гостями и менторами могли бы стать специалисты по офшорам и серым схемам налогообложения, эффективным методикам чёрного пиара, а также статусные рейдеры и оборотни в погонах. Гвоздём же программы напрашивается мастер–класс "400 способов сравнительно честного использования чужого бренда: собственный опыт".
Организованная по понятиям, такая конференция заняла бы достойную нишу на городском рынке ивентов. Вот только вряд ли в такую гильдию захотят добровольно вступить уважаемые городские бизнесмены. Не тот повод, чтобы растрачивать социальный капитал.
Проще всё–таки новый бизнес–клуб создать… придумать бы только название!