Агрохолдинги массово перемещаются в онлайн, запуская доставку продуктов по Петербургу либо напрямую с предприятия, либо через агрегаторы.
С наступлением зимы спрос на свежую зелень и овощи традиционно вырос. Прошло 2 месяца с окончания урожайного сезона на огородах в садоводствах Петербурга и Ленобласти, а это значит, что и продуктовые запасы тоже подходят к концу.
В связи с пандемией в 2020 году агрохолдинги последовали новому тренду — параллельно с сотрудничеством с розничными сетями многие стали организовывать доставку с предприятий.
Так, в июле ЗАО "Агрофирма “Выборжец”" запустило собственный онлайн–магазин, через который потребитель может оформить доставку овощей, зелени и шампиньонов. Инвестиции в проект составили 17 млн рублей, а срок окупаемости — 3 года. Сервис заработал в Петербурге, а также во Всеволожском районе Ленобласти (Кудрово, Мурино и Всеволожске), где и расположено предприятие.
Как сообщила "ДП" руководитель отдела маркетинга "Выборжца" Ксения Хохлова, из–за длинного логистического плеча в торговых сетях не всегда можно купить свежую зелень и овощи. Однако в случае с доставкой потребитель получает урожай утреннего сбора.
По её словам, доставка от агрегаторов может быть быстрее для покупателя, но не гарантирует свежесть, как и в случае с розничными сетями. "Они также направляют овощи в распределительные центры, где продукты хранятся несколько дней, и только потом они попадают потребителю", — отмечает Ксения Хохлова.
Тем не менее, несмотря на собственный канал сбыта, "Выборжец" сотрудничает с агрегаторами доставки "Яндекс.Лавка", "Утконос" и "Самокат".
Впрочем, сфера e–commerce пока привлекает не всех агропромышленных игроков. В частности, АПХ "Эко–культура", крупный производитель томатов, огурцов и зелени в Бокситогорском районе Ленобласти, не осуществляет доставку продукции потребителям напрямую из тепличных комплексов. Однако, по словам генерального директора ТК "Круглый год" Марии Буткиной, компания увеличивает объёмы поставок с такими агрегаторами, как "Яндекс.Лавка", и розничными сетями, которые осуществляют доставку через интернет–магазин.
Тенденцию к уходу в онлайн поддержал и агрохолдинг "Мираторг", крупный производитель свинины и говядины. В октябре компания запустила доставку продуктов питания из фирменных супермаркетов агрохолдинга через сервис Delivery Club. По данным пресс–службы "Мираторга", пока доставка работает только в четырёх районах Москвы и Петербурга.
По мнению Тамары Решетниковой, гендиректора исследовательской компании "Технологии роста", для запуска собственной доставки напрямую с предприятия агрохолдингам нужны как минимум инвестиции на организацию отдельной службы, сортировочного пункта и логистики. По её словам, малым предприятиям сложнее наладить этот канал сбыта не только с финансовой точки зрения, но и в связи с дефицитом кадров. А вот для крупных агрохолдингов это отличная возможность поддержать продажи в сложный период.