Росавиация утвердила перечень субсидируемых маршрутов на 2021 год. В нём 14 направлений из Петербурга против 20 в нынешнем году.
В федеральную программу субсидирования на будущий год включено 266 межрегиональных авиамаршрутов, включая 14 из Петербурга.
Это рейсы в Брянск, Вологду, Калугу, Иваново, Йошкар–Олу, Кострому, Липецк, Нижний Новгород, Саранск, Тамбов и сразу в четыре города Ямало–Ненецкого автономного округа (Салехард, Надым, Ноябрьск и Новый Уренгой).
В уходящем году субсидировалось 20 маршрутов в Пулково. За чертой оказались Курск, Нарьян–Мар, Пенза, Ульяновск, Усинск, Элиста и Ярославль. Из новых позиций, отобранных Росавиацией, — лишь Саранск.
Одним из ключевых приоритетов Росавиации при отборе маршрутов являлась готовность властей регионов выделять более 60% от размера субсидии (остальное берёт на себя федеральный бюджет).
Петербургские власти намерены потратить бюджетные средства на рейсы в Брянск (авиакомпания "Азимут"), Иваново ("РусЛайн"), Калугу ("Азимут"), Липецк ("РусЛайн") и Нижний Новгород ("ИрАэро").
Смольный оплатит 30% от суммы субсидии. Ещё от 30,1 до 31% заплатят администрации тех регионов, куда полетят из Пулково эти лайнеры. Остальные девять направлений полностью софинансируют власти ЯНАО, Марий Эл, Мордовии, Вологодской, Костромской и Тамбовской областей.
Смольный в 2021 году выделит на субсидии 155,4 млн рублей, сообщили "ДП" в городском комитете по транспорту. Общий фонд, который предстоит поделить российским авиаперевозчикам, составляет 14,4 млрд рублей (7,7 млрд из федерального бюджета и 6,7 млрд из региональных).
Выбор направлений эксперты связывают с их низкой рентабельностью. Логика распределения бюджетных средств напрямую зависит от окупаемости перелётов: чем меньше загружена линия, тем больше шансов получить возмещение от государства. Десять петербургских направлений будут субсидироваться весь год, но по четырём маршрутам (Саранск, Нижний Новгород, Калуга и Брянск) запланированы лишь сезонные компенсации. Летом господдержки эти маршруты не получат.
"В сегодняшних условиях такая помощь весьма актуальна, так как позволяет перевозчикам с большей уверенностью планировать денежные потоки и поддерживать хоть и небольшой, но достаточно стабильный уровень операционной рентабельности. Финансовая помощь федерального бюджета отрасли в 2019 году составила 4,5% от общего объёма продаж, а в текущем — уже около 12%", — рассказывает заместитель генерального директора "ИрАэро" Наталья Власова.
В пандемию поток пассажиров резко сократился, снизилось и количество рейсов, однако затраты на их обслуживание остались. Также немалая статья расходов — содержание штата. "К примеру, два пилота нужны и огромному Boeing 747, и маленькому L–410. При этом зарплата лётного состава, довольно высокая по сравнению со средней в стране, перекладывается в первом случае на 400–500 пассажиров, во втором — всего на 17–19", — поясняет исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Субсидии позволяют покрыть часть расходов, тем самым сделав перелёты более доступными, добавляет он.