Инициатива Смольного о стимулировании вложений в петербургскую экономику с завидной оперативностью прошла через городских законодателей.
Благие намерения превратились в нормативный акт субъекта федерации менее чем за месяц с момента рассмотрения вопроса на заседании городского правительства. Официальное одобрение Смольного законопроект получил 24 ноября, а уже спустя всего 3 недели был принят в третьем чтении в Мариинском дворце.
Даже для инициированных исполнительной властью законов это весьма и весьма оперативно. К чему же такая спешка?
Льготы есть, только это поздно
В городе уже действует ряд налоговых преференций для привлечения инвестиций. Среди основных инструментов — специальные инвестконтракты (СПИК), условия работы в Особой экономической зоне (ОЭЗ) и инвестиционный налоговый вычет.
Но каждый из этих инструментов узконаправлен и имеет свои ограничения. Например, чтобы стать участником СПИК, необходимо заключить договор, одной из трёх сторон которого также будет и Российская Федерация, а не только регион; инвестиционный вычет ориентирован на модернизацию действующих производств.
Кроме того, действует ряд налоговых льгот для вложений от 300 млн и от 850 млн рублей. Но они заканчивают своё действие в ближайшие 2 года — в силу изменений в Налоговом кодексе. И фактически для инвесторов, которые захотят инвестировать в создание новых предприятий, эти льготы работать не будут.
Так что в условиях, когда инструментарий по привлечению инвесторов сокращается, в Смольном решили внедрить новые меры поддержки.
На какую кнопку жать?
Правительство Петербурга внесло на рассмотрение депутатов два документа: о реестре региональных инвестиционных проектов (РИП) и о налоговых льготах для их участников.
Условием для включения в реестр РИП является отсутствие обособленных подразделений предприятий в других регионах и реализация проекта не "на паях", а только одним–единственным участником. Минимальная планка для вложений: за 3 года — 50 млн рублей (максимальная — 500 млн), за 5 лет — от 500 млн.
При установлении этих объёмов петербургские власти ориентировались на нормы, прописанные в федеральном законодательстве. В Смольном заявляют, что в сферу внимания в первую очередь попала промышленность, обосновывая это тем, что эффект от инвестиций в неё носит долгосрочный характер, она имеет более широкую налоговую отдачу, в том числе за счёт создания новых рабочих мест.
В комитете по экономической политике и стратегическому планированию подчеркнули, что введение самого реестра не приведёт к дополнительным налоговым расходам регионального бюджета. Что же касается возможных выпадающих доходов казны от предоставления льгот, то с оценкой пока затруднились — они будут зависеть от того, какое количество игроков решит воспользоваться льготами.
Региональную ставку налога на прибыль снизили до 10%, при этом его федеральная часть обнуляется. Кроме того, вводится освобождение от регионального налога на имущество, которое будет задействовано в производстве. Также, в отличие от СПИК, носитель статуса РИП может пользоваться правом льгот, пока сумма сэкономленного налога не превысит объём вложенных инвестиций либо сравняется.
Некоторые экономисты отмечают, что в период нынешнего кризиса почти все регионы испытывают проблемы и рост дефицита бюджета, а риск появления выпадающих доходов при реализации РИП может усугубить ситуацию с растущим дефицитом региональных бюджетов в краткосрочной ситуации. Плоды нынешних законотворческих новаций можно ожидать лишь в перспективе: если регион получит новых резидентов на своей территории, то это повлияет на занятость, а также на налоговые поступления в будущем.
Депутаты хотят знать
Первое чтение законопроекта прошло успешно, а уже ко второму профильная парламентская комиссия — по промышленности, экономике и предпринимательству — внесла свою поправку, которая обязывает Смольный отчитываться перед ЗакСом сведениями о будущих участниках РИП.
Председатель комиссии депутат Алексей Макаров пояснил, что поправка, обязывающая правительство города делиться информацией с ЗакСом, коснётся только программы РИП и является мерой информационной открытости.
"В законе есть механизм, который предполагает, что участники проекта отчитываются перед правительством о том, как реализуется инвестиционная программа, о выплате налогов в консолидированный бюджет, о числе рабочих мест. И правительство обладает этими сведениями. Мы хотим получать обобщённые данные и считаем это важным, поскольку это сделает процесс более прозрачным. Кроме того, нельзя забывать, что таким образом ЗакС осуществляет свою контрольную функцию. Обязательство по отчётности будет касаться льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество".
“
Успехи и потери предприятия во многом зависят от срока окупаемости вложений в сравнении с показателями его конкурентов. Критерии оценки региональных проектов можно выделить разные, но основные из них — это создание рабочих мест в регионе, развитие деятельности компании для обеспечения более широкой налогооблагаемой базы в будущем.
Артём Голубев
Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС
“
Ключевой сегмент, куда необходимо привлекать инвесторов, — это обрабатывающие производства. Это целенаправленная работа по привлечению инвестиций в промышленность. Порядка 17% занятых работают там и генерируют почти половину (49,2%) всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет России от Петербурга.
Валерий Москаленко
Председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга