В Общественной палате РФ предложили ввести продуктовые карточки для малообеспеченных категорий граждан. Петербургские эксперты не согласны со столичными инициативами.
Введение талонов на продовольствие совершенно не будет учитывать, что каждому потребителю требуются разные товары, убеждён профессор департамента экономики НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Александр Скоробогатов. По его мнению, "это похоже на возвращение в социализм. Конечный эффект при этом не изменит текущую ситуацию. Поддержку малоимущим можно оказать с меньшими издержками для общества, например субсидиями".
Впрочем, есть и поддерживающие инициативу Москвы эксперты. Продовольственные талоны могут сработать лучше, чем монетарная поддержка, подчеркнула в беседе с "ДП" директор Института аграрных исследований Евгения Серова.
"Бедность в таких семьях бывает связана в том числе с маргинальным образом жизни, поэтому не всегда ясно, куда пойдут деньги, которые будут выделяться им на продукты. Тем более в стране хорошо отлажена работа соцзащиты. Есть понимание, кому нужна помощь, есть умение её раздавать эффективно и контролировать", — говорит специалист. По её словам, продовольственные талоны следовало бы использовать вместо контроля за ценами: доход у людей разный, а сдерживание цен будет одинаковым как для состоятельных граждан, так и для малоимущих.
Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ предлагает ввести новый механизм субсидирования с использованием так называемых "социальных продовольственных карт" (СПК). Фактически это дебетовая пластиковая карта с ограничениями по времени использования и составу приобретаемых по ней товаров. Выдавать их следует тем, кто получает сейчас жилищные субсидии. "Если установить сумму поддержки таких семей в 3 тыс. рублей, потребуется ежемесячно не более 9 млрд рублей, соответственно, на весь 2021 год не более 108 млрд", — рассуждает Шелищ.
Опрошенные "ДП" представители работающих в Петербурге ретейлерских сетей комментировать тему не берутся. Пока условия "писаны вилами по воде", у них нет ясности, как конкретно это повлияет на бизнес.
"Например, ретейлеров могут обязать отслеживать, какие товары человек покупал за последний месяц в разных магазинах, и отказывать ему в продаже “сверх нормы”. Для этого потребуются дополнительные издержки без всяких выгод для магазинов", — предполагает Александр Скоробогатов.
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская добавляет: может понадобиться подготовка ПО сетей для использования карт и контроля покупок. К тому же, в отличие от 1980–х, рынок находится в руках больших и малых коммерческих структур, несинхронизированных между собой, а значит, добиться согласованности будет непросто. Неясен и перечень товаров, которые могут продавать по талонам. "Это будут одни и те же продукты или товары–аналоги? Если одни и те же, кто берётся обеспечивать эти объёмы? Если аналоги, кто и как будет контролировать сопоставимость?" — задаётся вопросами эксперт.