Люди наполняют свои дома устройствами, задача которых упрощать быт и экономить ресурсы. Однако "поумневших" зданий в городе по–прежнему немного.
При входе в дом больше не нужны ключи: интеллектуальная система опознаёт хозяина по сетчатке глаза или голосу. Свет включается и выключается сам, а мусорная корзина добавит закончившиеся яйца или молоко в список покупок. Примерно так выглядела реклама умного дома от Microsoft ещё в 1990–е. С тех пор технологии шагнули вперёд, но домашние смарт–системы до сих пор не получили широкого распространения в России.
По данным информационно–аналитической базы Statista, уровень проникновения диджитал–технологий в российские домохозяйства в 2020 году составит 5,2% (в сравнении с 4,25% в 2019 году). Объём рынка при этом должен показать существенный рост: с $607 млн в 2019 году до $799 млн в 2020–м.
Ретейлеры подтверждают — спрос на интеллектуальные системы для обеспечения жизнедеятельности дома растёт. "Связной", например, зафиксировал в Петербурге рост продаж таких устройств на 129% (с апреля по сентябрь 2020 года). Вырос и спрос на розетки, центры управления и датчики движения, сообщил "ДП" Михаил Догадин, вице–президент по закупкам и развитию компании "Связной".
Однако это вовсе не означает, что квартиры действительно "поумнели", полагает генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. Это понятие трактуется сейчас очень широко, и за смарт–систему выдаётся просто набор разных гаджетов. Тогда как концепция smart home подразумевает целостную экосистему, которая выполняет три основные функции: обеспечивает комфорт, энергоэффективность и безопасность.
Недоступная синергия
Инфраструктура интеллектуального дома не обходится без центра управления инженерными системами помещения. "Бытовая техника с какими–то умными функциями относится больше к интернету вещей, но не к полноценному понятию “умный дом”. Последний позволяет объединить различные подсистемы, обеспечивающие удобство и комфорт, и управлять ими", — подчёркивает специалист по системам автоматизации и безопасности компании "Умный дом" Яна Дудаш.
Для того чтобы связать отдельные гаджеты в целостную систему в пределах одного домохозяйства, нужен хаб — устройство, которое всё объединит. "Если мы говорим, что базовой услугой является безопасность, то хабом становится охранно–пожарная сигнализация, к которой подключаются разные датчики. В том числе — протечки воды, задымления и т. п. Если это энергоэффективность, то нужно, как правило, небольшое компьютерное устройство, к которому подключаются управляющие гаджеты для включения и выключения света, воды и т. д. Если речь о комфорте в доме, то главным устройством может стать голосовая колонка", — отмечает Юрий Брюквин.
Работа с хабом имеет нюансы. Центр управления, как правило, совместим только с гаджетами определённой марки. Например, если производитель хаба LG, то и аппаратура для создания домашней цифровой системы должна быть того же бренда или бренда–партнёра.
Проблема совместимости устройств существенно тормозит развитие умных технологий. Для её разрешения объединились ведущие мировые компании: Apple, Amazon, Google, IKEA, Samsung и другие. Они готовы представить единое решение, но не раньше 2021 года. В России "Яндекс" пытается сотрудничать со многими производителями (Redmond, Xiaomi и другие) и обеспечивать совместимость голосового управления с гаджетами разных брендов.
А пока покупатели собирают у себя "зоопарк технологий" — различные умные агрегаты, которые не получается соединить. Для управления имеющимися гаджетами пользователю необходимо скачать с десяток приложений — отдельное для каждой марки.
Всё это существенно ухудшает клиентский опыт, поэтому уровень проникновения разработок пока невелик. Впрочем, на рынке существуют интеграторы — компании, которые полностью настраивают и устанавливают всю инфраструктуру, однако такие услуги обходятся недёшево и ориентированы на людей с достатком.
"Как правило, энергоэффективные решения, завязанные на систему отопления, кондиционирования, электроснабжения, освещения и так далее, применяются в премиальных многоквартирных домах. Некоторые состоятельные граждане в частном порядке оборудуют умными системами дома и квартиры", — говорит Юрий Брюквин.
Как полагает Яна Дудаш, примерно треть новостроек бизнес–класса застройщики предлагают уже с установленной системой "умный дом". Что же касается частных клиентов, то, по данным "Рустелекома", свои жилища оборудовали около 100 тыс. домохозяйств по всей России. В Петербурге таких хозяйств не более 15–20 тыс., подсчитали в агентстве.
Управдом в цифре
Стоимость установки системы зависит от требований клиента и площади жилища. Например, оборудование трёхкомнатной квартиры 70–80 м2 проводным и беспроводным вариантом может обойтись как в 80 тыс., так и в 300 тыс. рублей, сообщает компания "Умный дом". В компании Simple home ценовой диапазон для проекта по автоматизации жилья начинается от 500 тыс. рублей.
Минимальные расценки на инженерию стартуют с $20 за 1 м2, но средняя цена — $50, сообщает Юрий Брюквин. Кроме того, необходимо учитывать стоимость установки и пусконаладки. Она составляет примерно 300 рублей за одну точку ввода–вывода (за каждый датчик), и это при условии, что система устанавливается на этапе ремонта. Многоквартирный дом лучше оборудовать умными системами сразу целиком. "Правильный подход — это автоматизация управления всего дома для управляющей компании и оборудование квартир жильцов", — считает генеральный директор платформы "Умное ЖКХ" Даниил Байгозин. Такая система может включать в себя видеодомофоны, умные ворота и шлагбаумы, телеметрию (измерительные счётчики).
Стоимость автоматизации систем ЖКХ существенно ниже. Абонентская плата за "smart–ЖКХ" варьируется в зависимости от подключённых услуг, но в среднем составляет от 20 до 50 рублей за квартиру. Несмотря на низкий уровень проникновения таких "глобальных" смарт–технологий, спрос на них в Петербурге растёт.
Как отмечает Даниил Байгозин, застройщики уже предлагают поквартирную автоматизацию зданий. "Скорее всего, это связано с некоторыми очень активными компаниями, предлагающими недорогие китайские решения, что позволяет увеличить продажную стоимость квадратного метра", — говорит он.
Спрос растёт, так как повышается осведомлённость об умных системах. "Пользуются популярностью функции голосового управления. Этому способствуют усилия крупных компаний, которые не специализируются на умных домах, но занимаются разработкой голосовых помощников", — заключает Яна Дудаш.