На днях Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение о взыскании 16,2 млн евро и 2,096 млрд рублей с АО "Талион" и "Лесосырьевое обеспечение" (ЛСО). Обе компании выступили поручителями по двум кредитам, выданным госкорпорацией развития "ВЭБ.РФ" в 2013 году ООО "Современные технологии обработки древесины" (СТОД), — на 178,894 млн евро и 5,271 млрд рублей. Эти компании связаны с бизнесменом Александром Ебралидзе (№ 33 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Срок погашения займов истекает в 2023 году. Однако из–за нарушения условий выплат банк получил повод для обращения в Арбитражный суд Москвы, где в марте этого года выиграл процесс. Тогда "Талион" подал жалобу, которую 9–й арбитражный апелляционный суд в сентябре оставил без удовлетворения. Процесс в кассационной инстанции также не принёс "Талиону" успеха.
Впрочем, ещё остаётся Верховный суд РФ, однако процент дел, которые он принимает к своему рассмотрению, крайне низок. Как отмечает юрист компании Maxima Legal Дмитрий Урякин, споры с кредитными организациями, невзирая на подчас внушительные суммы, не обладают особой сложностью для судов. Поэтому вряд ли Верховный суд РФ заинтересует это дело.
Иски идут в рост
Практически одновременно с вынесением решения Арбитражным судом Московского округа в Арбитражный суд Москвы поступил новый иск ВЭБ.РФ на 20,4 млрд рублей к ЛСО и "Талиону". Заявление принято к производству, но первое заседание состоится уже в следующем году.
По данным открытых источников, госкорпорация финансировала строительство деревоперерабатывающего комплекса, которое вело ООО "СТОД–Урал" в ОЭЗ "Титановая долина" (Свердловская область). Инвестиции в этот проект составили порядка 20 млрд рублей. Однако он так и не был реализован.
В сентябре 2019 года "СТОД–Урал" сообщило, что покинуло ОЭЗ из–за нарушения базовых договоренностей "Титановой долиной" и правительством Свердловской области. "Оно касается подъездных железнодорожных путей, которые по соглашению планировалось построить к 2021 году. Возможность отгрузки продукции железнодорожным транспортом была ещё одним ключевым условием для работы в регионе", — цитировали компанию СМИ.
Ни в компаниях Александра Ебралидзе, ни в ВЭБ.РФ на запросы "ДП" не ответили. Однако не исключено, что ответчики по новому иску банка могли выступать поручителями по этому кредиту.
"Как правило, поручителей по кредитным договорам привлекают к ответственности в тех случаях, когда получить задолженность с основного должника крайне затруднительно либо когда он неохотно её возвращает, а срок поручительства уже близок к истечению", — говорит Дмитрий Урякин.
По оценке Лидии Горшковой, руководителя группы банковской и финансовой практики "Пепеляев Групп", неисполнение обязательств по возврату кредитов, как правило, связано с отсутствием оборотных средств и / или выручки, под которую он брался. "Хотя, конечно, встречаются случаи, когда заёмщик в принципе не собирался кредит возвращать. Но это уже чревато уголовным расследованием", — рассуждает эксперт.
Кроме того, как отмечают эксперты, нередки случаи, когда кредиторы понимают, что и поручители, и основной должник контролируются одним и тем же бенефициаром. В таком случае наибольшего эффекта можно достичь, предъявив требования ко всем одновременно.
Дотянуться до миллиардера
Однако только подачей исков ВЭБ.РФ не ограничился. Так, по данным сервиса "Контур.Фокус", госкорпорация начиная с ноября этого года неоднократно размещала в Едином реестре сведений о банкротстве обязательное уведомление о своём намерении банкротить группу компаний господина Ебралидзе — СТОД, ЛСО и "Талион Трейдинг".
Партнёр Апелляционного центра Владимир Полуянов отмечает нехарактерность этой ситуации для таких крупных компаний: "В этой истории может быть интерес неких “третьих лиц”, и тогда кредитор начинает размещать на Федресурсе уведомления, чтобы “застолбить” за собой право в нужный кредитору момент начать банкротный процесс должника. А параллельно между сторонами могут идти переговоры о реструктуризации задолженности. Не исключено, что кредитор использует свои уведомления как рычаг давления на должника, такое в банкротной практике встречается нередко: компания расплачивается лишь после реальной угрозы банкротного процесса".
Пока неизвестно, исполнит ли ВЭБ.РФ свои намерения банкротить компании петербургского миллиардера, но финансовая структура располагает ещё одним потенциальным рычагом воздействия. Так, по данным сервиса "Контур.Фокус", доли Александра Ебралидзе в СТОД находятся в залоге у госкорпорации. Не исключено, что для погашения долгов ВЭБ.РФ может обратить взыскание и на этот актив миллиардера.
Добавим, что весной этого года банк "Санкт–Петербург" взыскал с АО "Талион" 5,5 млрд рублей и обратил взыскание на имущество, получив разрешение суда на его продажу. Похоже, что ВЭБ.РФ двинулся по следам своего петербургского коллеги и перешёл в активное наступление на компании господина Ебралидзе.