Из-за чего рассорились Варшава с Брюсселем.
Выход Польши из Евросоюза в ближайшем будущем едва ли возможен, однако термин "Polexit" уже основательно укоренился среди польских и европейских обозревателей.
Оскорбило внешнее управление
Правительство Польши уже долгое время не жалеет критики по отношению к брюссельским решениям, но в 2020 году она стала особенно резкой. Причиной стало желание Еврокомиссии жёстче регулировать национальные законодательства стран-членов ЕС. Из-за этого Польша, наряду с Венгрией, даже блокировала принятие семилетнего бюджета Евросоюза. Варшаву не устраивает желание ЕК связать выплаты из фондов ЕС с ценностями Сообщества, которые сам Брюссель как раз и формулирует. Из-за продолжительных споров и демаршей в общественном пространстве и появился термин "Polexit", который, пожалуй, лучше всего характеризует мятежность официальной Варшавы.
О выходе официальные власти вслух пока не говорят, но подчёркивают, что категорично против настроены если не в отношении всего Евросоюза, то уж точно к "левому флангу" Еврокомиссии, который сегодня, по мнению Варшавы, и правит балом. "Поляки умные и точно не обвиняют весь Евросоюз. Они понимают, что среди лидеров Сообщества есть абсолютно либеральные представители левого крыла, которые пытаются навязать свои взгляды другим странам ЕС", — в интервью польскому телеканалу TVN24 говорил вице-министр правительства Польши, отвечающий за региональную политику, Вальдемар Буда.
С ним в унисон выступает и премьер-министр Матеуш Моравецкий, который любит подчёркивать, что официальная Варшава в эти дни выступает не против ЕС, а против нового регулирования в Сообществе.
"Мы говорим громкое "да" Евросоюзу, но произносим и громкое "нет" несправедливому регулированию в Сообществе", — сказал глава польского правительства, имея ввиду желание Брюсселя связать верховенство прав ЕС с выплатами членам Сообщества.
На Polexit намекают
При этом польские власти пока вслух даже не произносят угрозу выхода из ЕС, впрочем, как и одновременно, кажется, не возражают, что рассуждение о таком сценарии становятся всё популярнее в СМИ и среди политологов.
"Polexit — это совершенно абсурдный сценарий. Ни одна хоть сколь влиятельная политическая группа в Польше не формулировала такого требования", — утверждает министр иностранных дел Польши Збигнев Рау.
Глава внешнеполитического ведомства вряд ли лукавит. Сегодня такую угрозу о выходе действительно лучше иметь среди непубличных козырей в спорах с Брюсселем. Особенно, когда градус подогревает оппозиция, по словам которой, хотя пункта о Polexit и нет в официальной программе правящей консервативной партии "Право и справедливость", но её действия грозят перерасти именно в новый развод с Евросоюзом.
"Настало время бить в колокола. То, что произошло в Объединённом королевстве, начинается и здесь. Мы обязаны это остановить", — написала в Twitter лидер оппозиционной "Гражданской платформы" Малгожата Кидава-Блоньская. Её цитирует Politico.
Еврооптимисты
Пока что социологические опросы показывают, что жители Польши являются одними из главных еврооптимистов Сообщества. По данным Pew Research Center членство Польши в ЕС положительно оценивает 84% поляков. Это первое место во всём Сообществе. На втором месте с показателем 83% следует Литва.
Кроме того, львиная доля всего товарооборота Польши завязана на ЕС. Почти 80% польского экспорта оседает в Евросоюзе, а 58% всего импорта — из ЕС. При этом Польша из семилетнего бюджета в свыше одного триллиона евро и отдельного фонда поддержки экономик в 750 млрд евро, по последним данным, может рассчитывать на выплаты в размере 139 млрд и ещё на 34 млрд льготных кредитов. Официальную Варшаву это, тем не менее, по крайней мере публично, пока не устраивает, а в Брюсселе растёт раздражение.
По словам одного из высокопоставленных дипломатов ЕС, которого на условиях анонимности цитирует Bloomberg, Польша, как и Венгрия, сами себя загоняют в угол и самоизолируются.
"Лишить помощи"
Посол Франции в ЕС публично предупредил, что ссора Венгрии и Польши с Брюсселем невыгодна Евросоюзу. Франция в итоге и вовсе поставила вопрос о возможности лишить две мятежные страны помощи из 750-миллиардного фонда поддержки экономик. Впрочем, обозреватели отмечают, что Париж часто нарочно играет роль "плохого полицейского" в ЕС.
В СМИ ЕС предполагают, что обе страны в итоге вынуждены будут подчиниться всем требованиям, поскольку речь идёт о деньгах, а угрозы лишь для того, чтобы сохранить лицо у себя дома, в интервью Financial Times рассуждал член американского Фонда Маршалла в Германии Даниэль Хегедюс.
На польское правительство, к слову, давят и дома. Польские предприниматели уже отослали совместное письмо на имя премьер-министра, в котором выражается обеспокоенность, что дальнейшая конфронтация оставит страну "и без партнёров, и без денег".
В итоге к середине декабря Польша и Венгрия согласились не блокировать бюджет, но страсти не угасли и явно продолжаться в следующем году.
Пока что экономика страны заканчивает 2020 год явно лучше, чем многие другие члены ЕС, особенно южные. В следующем году банки прогнозируют рост экономики Польши в 3% ВВП, однако при условии, что влияние последствий пандемии коронавируса не будет столь мощным, как в этом году. А это влияние, тем временем, полностью связано и с помощью из специального антикризисного фонда, который этим летом утвердил Европейский совет, но который пока что так и не был "вскрыт".