Производители спортивной одежды ожидают роста спроса на продукцию после новогодних каникул.
Кому–то пятые, кому–то первые, но непременно нужные — спортивные топы и лосины, шорты и майки традиционно ждут звёздного часа продаж уже с середины–конца января. А вот локальные бренды спортивной одежды не всегда могут покрыть спрос предложением: профильных производств и даже специализированных тканей в городе, по словам дизайнеров, дефицит. Как с ним справляются местные марки?
Процент за ЗОЖ
Ежегодно вместе с рабочим режимом дня в январе ко многим возвращается режим спортивный. Тот самый, что предвестником новой жизни приходит "с понедельника" и призван к достижению далёкой и относительно прекрасной цели — похудеть к лету. В январе в спортивные студии и залы прилетают первые, самые замотивированные "ласточки", а уже с марта–апреля здесь появляются те, кого тренеры ласково (хотелось бы в это верить) называют "подснежниками".
И вне зависимости от того, будут ли в остаток зимы и грядущую весну открыты спортивные центры, одежда для занятий новоиспечённым (впрочем, как и опытным) спортсменам всё равно понадобится. Именно поэтому период января–мая большинство производителей спортивной одежды называют "горячим", хотя для остальных дизайнеров, например, начало года — "мёртвое" время.
Балл в копилку востребованности спортодежды добавляет и мода на активный образ жизни — естественная и приписанная. О том, что спорт — мир, многие уже наслышаны. А о том, что он мил, рассказывают в министерстве спорта: по данным ведомства, к 2024 году физические нагрузки будут практиковать около 55% россиян, а к 2030–му — все 70%. Росстат же пошёл дальше: здесь посчитали не просто спортсменов, а "зожников" — их уже на 2019 год в России оказалось 12% (показатель по Петербургу, правда, ниже — лишь 6,8%).
Всем им — спортсменам и "зожникам" — очевидно нужна экипировка. По информации локального бренда REVOLT wear, из спортивной линейки лучше всего продаётся одежда для прогулок: спортивные костюмы, худи и толстовки, а также одежда из плащевых тканей и сезонные модели (купальники и футболки). В свою очередь, в бренде vysotskayairina.fit говорят о востребованности лосин с завышенной талией и двухслойных топов.
Эластичные требования
Несмотря на сезонный спрос, не всегда производителям удаётся успеть отшить коллекцию в срок, дозаказать партию в случае коммерческого успеха, получить необходимое качество итогового продукта. Создатели брендов в один голос говорят: если не иметь собственного производства, а надеяться на подрядчиков и сегмент b2b, можно не раз обжечься. И это неудивительно: по словам Анны Тарасюк, владелицы швейного цеха One Planet factory, в большом дефиците производства, которые занимаются пошивом спортивной одежды из биэластичных материалов. Всё дело в специфике ткани: с ней попросту сложно работать. "Поиск грамотного подрядчика отнимает много сил и времени. Мы сотрудничаем сразу с несколькими, ведь создать своё производство — большая задача. Нужно найти подходящее помещение, закупить необходимое оборудование и обязательно его перед этим протестировать. Ещё — собрать штат из конструктора, технолога, лаборанта, начальника производства, закройщика, швей. И это только базисный минимум. Пока мы сфокусированы конкретно на продукте и трансляции нашей миссии", — рассказывают о своём опыте в бренде спортивной одежды Fit&Zen.
Поиск производителя–подрядчика (а именно b2b–сегмент позволяет многим молодым модным брендам быстро запуститься и успешно существовать) — лишь одна из проблем малых спортивных марок. "Со спортивной одежды, казалось, легче стартовать. Но мы ошибались. В условиях российских реалий лёгкая промышленность — не такое уж и простое поле деятельности, с какого бы направления мы ни начали. Неквалифицированные сотрудники, отсутствие местных производителей ткани и фурнитуры, нехватка кадров в сфере маркетинга и продвижения товаров на рынке — основные моменты, создающие трудности в нашем деле. Сейчас ещё добавились сложности с логистикой и перевозками из других стран", — перечисляет Ксения Камачева, создательница бренда REVOLT wear. Бренд запустился 3 года назад и начинал именно со спортивной линейки. Сейчас к ней добавились casual и вечерний сегмент.
"От появления идеи до получения готовой продукции на протяжении 4 месяцев работала целая команда профессионалов. На этом пути мы сталкивались с преградами абсолютно во всех направлениях. Необходимо было выстраивать систему работы, постоянно отшивать новые образцы изделий, менять фурнитуру и ткани, утверждать размерную сетку и переделывать элементы упаковки", — делится опытом Ирина Высоцкая, создательница бренда vysotskayairina.fit.
Ещё одна сложность, с которой сталкиваются производители спортивной экипировки, — необходимость даже более частых подгонок и примерок, чем в сфере повседневной одежды. Традиционно спортивные ткани тянутся и, казалось бы, должны лишь облегчать выбор клиента своей "безразмерностью". На деле же из–за того, что именно эта одежда должна быть максимально комфортной и функциональной, переделок становится особенно много. В итоге процесс создания одной модели растягивается во времени (по оценкам создателей брендов, спортивная одежда в среднем разрабатывается на 1–2 месяца дольше обычной), появляются дополнительные издержки на постоянное изменение уже качественных, на первый взгляд, вещей.
Отдельная боль — подходящие для спортивной одежды ткани, которые почти не производятся в России. "Материал должен быть приятным тактильно, современным по техническим показателям, износостойким. Ткани нужно обладать хорошими гигиеническими свойствами, а нити используются исключительно эластичные и повышенной прочности. После выпуска партии каждое изделие проверяется в индивидуальном порядке", — делятся в Fit&Zen списком требований к тканям, которые производителям спортивной одежды часто приходится заказывать из–за рубежа.
Бренд для себя
Из чего исходят дизайнеры, которые решают создать свой бренд спортивной одежды? Чаще всего это результат личного интереса: желание делать одежду для девушек высокого роста, поиск универсальной одежды "два в одном" — для активного спорта и спокойных прогулок, "насмотренность" родом из студенческих времён.
"Мы решили создать бренд спортивной одежды, потому что сегодня в Петербурге трудно найти вещи, соответствующие параметру “цена = качество”. При этом пандемия никак не отразилась на нас, мы были в выигрышном положении: у нас есть офис, где можно примерить одежду, даже если магазины закрыты на карантин", — рассказывают создатели ещё совсем молодого бренда спортивной одежды LiNE, который начал работу в прошлом году.
"В период, когда создавался бренд, я проводила в спортивном зале всё свободное время и хотела создать удобную, универсальную одежду хорошего качества в натуральных оттенках, которая будет отлично садиться по фигуре, подойдёт и для активного отдыха, и для пеших прогулок по городу, и для занятий в спортзале, и для путешествий", — говорит Ирина Высоцкая.
Из личной истории вырос и бренд спортивной и удобной одежды Julia Sporty: его создательница Юлия Никанорова не могла подобрать подходящую одежду в магазинах из–за собственного роста (176 см). Итог — решение: открытие своего дела.
"Для нас направление спортивной экипировки было близко изначально: мы “выросли” из студенчества, где все активно занимались спортом — футболом, волейболом, баскетболом, — описывает ещё одну историю создания спортивного бренда Александр Федотов, совладелец компании Sportego. — И тогда, и сейчас коллективам и командам требовалась классная одежда. Каждая команда хотела подчеркнуть свою индивидуальность дизайном. В тот момент — это было 10 лет назад — мы начали изучать технологии пошива такой одежды. И достаточно быстро организовали своё производство кастомизированных спортивных изделий".
Локальные марки спортивной одежды держатся в Петербурге в основном на энтузиастах, которые лично заинтересованы именно в этом направлении. Многие из них отмечают возрастающий спрос на модную экипировку, но ощущают острую нехватку специализированных производств.
При этом отсутствие роста из–за внешних факторов — вечных проблем с подрядчиками — и, как следствие, невозможность создания своего производства из–за отсутствия ресурсов, несмотря ни на что, дают и самим мини–брендам, и их клиентам преимущества во времена пандемии и "постпандемии".
Среди них и способность мобильно подстраиваться под изменения, и возможность отслеживать и воплощать специфические спортивные тренды в одежде даже в условиях нестабильности.