АО "Морской порт Санкт–Петербург" завершает установку нового портального крана "Витязь".
Это уже третий кран российского производства, приобретённый за последние 2 года стивидором. Новый подъёмник предназначен для перевалки навалочных, штучных и генеральных наименований. Максимальная мощность загрузки "Витязя" в крюковом режиме составляет 63 т, в грейферном — 32 т.
"Приобретение нового крана является частью реализации многолетней комплексной программы развития АО “Морской порт Санкт–Петербург”. Несмотря на конъюнктуру на мировых товарных рынках, мы планируем несколько увеличить грузооборот. На смену одним грузам приходят другие, и наша задача — иметь в арсенале достаточно возможностей для обеспечения потребностей грузоотправителей", — пояснили в пресс–службе АО.
На балансе стивидора числится 42 действующих крана, в том числе агрегат, способный выдержать 300 т. Третий "Витязь" позволит ускорить обработку поставок. Он произведён петербургским ЗАО "СММ". "Кран прошёл апробирование в тяжёлых полярных условиях — он эксплуатировался в Мурманске. Подобные краны ещё выпускаются в Германии и Китае. Но китайские производители не зарекомендовали себя как надёжные поставщики, поэтому в России пока никто не рискует брать их продукцию", — объясняет председатель комитета по технологиям, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских портов Дмитрий Тарасов.
Совершенствование портовой инфраструктуры идёт вразрез с текущей конъюнктурой. Эпидемия серьёзно подкосила грузопоток. Между тем в Морском порту Санкт–Петербург в январе–сентябре он увеличился на 1%. Неожиданный подъём зафиксирован по отдельным категориям. На 7% прибавили минеральные удобрения, рекордные показатели — по переработке пеллет (+53%). В минус ушли поставки генеральных грузов: экспорт металлолома упал на 1%, чёрных металлов — на 9%, цветных металлов — на 33%.
"Объём перевалки генеральных грузов сократился на 8%. Учитывая, что тоннаж обрабатываемых в порту генеральных грузов в 4,5 раза превышает тоннаж насыпных и навалочных грузов, это сокращение является значительным", — констатирует профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Елена Жиряева.
Ещё один фактор положительной динамики перегрузочного комплекса — его профиль. В 2020 году значительно просела производительность портов, специализирующихся на перевалке нефти, добыча которой сейчас ограничена ОПЕК+. Впрочем, по мнению экспертов, снижение потоков — не повод откладывать модернизацию.
"Пандемия — явление кратковременное, а вот потенциал рынка — более долгосрочная категория. Когда эпидемиологическая обстановка придёт в норму, преимущество будет у тех портов, которые работают с новым оборудованием", — уверяет председатель комитета инвестпрограмм развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских портов Дмитрий Морозов.