Наступивший год лёгким никак не назовёшь ни для страны, ни для города.
И это ещё большой вопрос, где же будет сложнее, в Кремле или в Смольном, принимать ответственные решения, хеджировать риски, отвечать на возникающие вызовы. Всё–таки в федеральном центре несравнимо больше оперативной информации, свободы выбора и подручных ресурсов. В регионах, даже на берегах Невы, власть вынуждена действовать в заранее определённом коридоре возможностей, при этом отвечая за результат, который складывается из действий, предпринимаемых как на месте, так и в центре. И это притом, что центр своих ошибок, если они будут, никогда не признает, списав всё на исполнителей.
А теперь — что же это за вызовы, которые можно определить уже сейчас, на старте.
Никуда не делась и не денется борьба с коронавирусом. Санкт–Петербург уже в конце 2020 года вырвался в лидеры среди других субъектов по проблемам с больничными койками и количеством летальных исходов. Да, это, конечно, вызов региональной власти, но можно вспомнить, откуда была спущена программа оптимизации системы здравоохранения. Отсутствие возможности бесплатного массового тестирования на коронавирус, бесплатной раздачи защитных масок, бесплатной раздачи необходимых больным лекарств — всё это не решается внутри одного региона. Или это есть по всей стране, или этого нет ни у кого. Конечно, отдельно Москва может себе позволить много того, что недоступно больше нигде. Петербург здесь, к сожалению, среди этого нигде, а не рядом с Москвой. И это не сегодняшняя проблема. И решить её из Смольного невозможно. На местах борются с вирусом имеющимися в распоряжении средствами, как могут.
Да, началась вакцинация. Но темпы её пока не слишком большие. По прогнозам, весной может быть третья волна эпидемии, потом, возможно, четвёртая, и так далее. Вирус постоянно мутирует, и антитела переболевших уже могут не работать на новом штамме. Продолжение эпидемии и связанных с ней ограничений ставит ряд своих вызовов.
Это уже явные экономические проблемы. Несмотря на все меры поддержки, закрытие частных предпринимателей и малых предприятий продолжается. Этот процесс идёт по всей стране, но в Петербурге он может быть особенно заметен. Город во многом уже перешёл на постиндустриальный уклад экономики услуг. А именно она сейчас под основным ударом. Снижаются доходы домохозяйств, жителям приходится отказываться от ряда ранее привычных удовольствий. Город останавливает поток туристов. Обострение отношений городских властей и представителей этой части бизнеса мы уже видели в начале нынешней зимы. Можно предположить, что оно продолжится. Снижение реальных доходов и убыточность компаний могут привести к снижению собираемости налогов. А это уже следующий шаг.
Это вопросы финансов. Вспомним, чуть больше года назад, осенью 2019–го, мы говорили о приближении бюджета к 1 трлн рублей. И это казалось вполне реальным. Сейчас бюджет 2021 года принят в размере доходной части 651,7 млрд рублей, расходной части 741,3 млрд рублей с дефицитом 89,7 млрд рублей. И это при оптимистичном сценарии, подразумевающем начало восстановительного роста экономики уже с весны. А если нет? Нелучшим образом чувствует себя и федеральный уровень, рассчитывать на массовые трансферы оттуда вряд ли приходится. Так что возможен ещё один секвестр, а осенью сложное решение при формировании финансового документа на 2022 год.
Это и психологическое настроение в обществе. Как в пиках весеннего и осеннего роста психических заболеваний и связанных с ними эксцессов, так и общая массовая депрессия. Ещё неизвестно, что хуже.
Всё это имеет прямое отношение и к политической части. Обострение политической борьбы будет ставить свои условия выживания её игроков. А это обострение будет. И у него две составляющие. Первая — федеральная. Рост политической конкуренции в преддверии трансферта власти и борьба за места в высшем руководстве страны. Вторая — местная. Рост напряжённости в обществе вызывает рост протестных настроений, и отсюда поиск новых политических решений в противовес традиционным проектам. Прежде всего партии власти, но и остальных трёх партий думского консенсуса.
Здесь опасность может быть на выборах нового состава Законодательного собрания города и депутатов Государственной думы в голосовании от противного. То есть не за кого–то, а против кого–то. И тогда на депутатские места могут пройти не только представители новых партий, но и совсем неизвестные "тёмные лошадки". А ведь потом с этим составом нужно будет работать!
Политический блок имеет продолжение и в вопросах отношения к первому лицу города. Практически каждые 3 месяца ряд городских медиа начинает активно обсуждать "очень достоверную информацию" о неизбежном уходе губернатора из Смольного.
Нет сомнений, что эта тема будет всплывать и в 2021 году. В конце зимы — по итогам её прохождения (вне зависимости от результата). В конце весны — перед началом активной фазы избирательного цикла. А также в начале осени, по завершении выборов. Удержать эту информационную волну — тоже одна из задач Смольного, ответ на один из вызовов нынешней власти.
В общем, год начинается сложный, расслабляться не следует, но скучно не будет точно!