Германия намерена добывать из воздуха водород, Сингапур и Израиль — воду, а в США бьются над тем, как не загрязнять атмосферу самолётами.
В Германии придумали, как получать водород из ветряных станций. Коммерческие морские ветрогенераторы разрабатывают компании Siemens Gamesa и Siemens Energy. В них будет использоваться процесс электролиза: электричество, выработанное из энергии ветра, пойдёт на расщепление воды на водород и кислород.
В Siemens намерены вложить 120 млн евро в разработку, но если она окажется успешной, огромными могут оказаться и прибыли. Цель Германии — вывести страну в мировые лидеры по производству и использованию водорода и декарбонизировать предприятия (прежде всего сталелитейной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности). Правительство страны выделило 9 млрд евро на запуск национальной водородной индустрии.
Пока что большинство таких проектов находятся на стадии пилотов, но к 2050 году, по оценкам ЕС, инвестиции в зелёный водород в Европе достигнут 470 млрд евро и создадут 1 млн рабочих мест.
Вода из воздуха
В Сингапуре придумали аэрогель, который сможет добывать чистую воду из воздуха. Этот гибридный материал обладает необходимой химической структурой для того, чтобы автономно впитывать молекулы воды, конденсировать их в жидкость, а затем выводить — как губка, которую не требуется выжимать.
Сообщается, что процесс может идти без участия солнечного света и каких–либо источников энергии. Однако всё–таки под солнцем производительность системы возрастает: тогда она преобразует 95% пара в жидкую воду. В условиях высокой влажности 1 кг материала способен производить в день 17 л воды, качество которой соответствует стандартам ВОЗ. Правда, сам аэрогель почти ничего не весит, так что установки, вероятно, будут занимать очень много места.
К технологии опреснения большое внимание ранее проявил петербургский бизнесмен Михаил Мирилашвили. Стартап Watergen, купленный им в 2009 году при переезде в Израиль, решает ту же задачу — получать воду из воздуха. По данным СМИ, самый крупногабаритный аппарат Watergen генерирует до 5 тыс. л воды в сутки. Его стоимость — 120 тыс. евро.
Уловили выхлоп
Инженеры из MIT придумали, как перейти к чистому воздушному транспорту. Учёные разработали гибридный самолёт, который выбрасывает в атмосферу на 95% меньше вредного газа — оксида азота. Как? Он просто улавливает собственный выхлоп.
Чтобы сделать это, исследователи предложили разместить газовые турбины в грузовом отсеке самолёта. Оттуда они смогут вращать пропеллеры не напрямую, а посредством генератора. Выхлоп же улавливает установленная система контроля, которая очищает воздух и только затем выбрасывает в атмосферу. Добавочная масса установки потребует дополнительно тратить всего на 0,6% больше топлива.
Учёные MIT надеются, что в таком виде гибридная система может стать потенциальным трамплином на пути к электрификации крупногабаритной авиации, которая пока не может летать на большие расстояния из–за ограниченной удельной мощности современных батарей.