В мире началась такая борьба за свободу, что от неё скоро не останется камня на камне.
Власти Польши разработали закон, запрещающий социальным сетям удалять публикации или блокировать страницы пользователей, если их содержание не противоречит законодательству страны. Пожаловаться на ограничения в Twitter или Facebook можно будет в специальный Совет защиты свободы слова, состоящий из избираемых парламентом на 5 лет экспертов. Принятие похожей модели поляки хотят лоббировать для всего Евросоюза, благо что своих "старосветских" соцсетей старушка Европа в силу исторических особенностей цифровой культуры так и не придумала. Надо что–то делать с американскими.
Вот только стоит ли удивляться, что из всех стран ЕС идея всерьёз заняться свободой в интернете пришла в голову именно полякам? Для понимания: утверждать экспертов "по свободе" будет тот самый польский Сейм, который ранее проголосовал за запрет в стране абортов и ввёл уголовную ответственность для врача и для матери. Именно Польша неоднократно подвергалась критике из Брюсселя за свои "правые реформы", повысившие влияние исполнительной и законодательной власти на судебную систему.
А уж как звучат аргументы авторов законопроекта! Только вслушайтесь в тезисы Адама Андрушкевича, госсекретаря по цифровизации в правительстве Польши: "Идёт столкновение между христианской цивилизацией и цивилизацией смерти, которая доминирует на Западе. Эти тенденции переносятся в интернет". Ну ведь просто музыка для ушей наших думских патриотов, ещё бы только излагал не на клятом польском.
Случайно ли такое совпадение? Как известно, российские законодатели в борьбе за права готовы на любые их ограничения. Они, в отличие от Трампа, не понаслышке знают о коварстве американских корпораций и давно запротоколировали, как американский Youtube ущемляет права наших популярных телеведущих, не пуская их в свои тренды. Это вопиющее нарушение свободы слова рано или поздно рискует закончиться частичным (или полным?) запретом иностранных площадок в России. Вопрос только в том, как быстро удастся передвинуть "окно Овертона", чтобы мера уже не казалась обществу такой драконовской.
Возможно, ждать удобного случая пришлось бы ещё долго, если бы американские соцсети сами не заблокировали президента Трампа, — сложно придумать лучший подарок всем борцам за свободу. Ящик Пандоры распахнут, и из него до сих пор высыпаются неприятные прецеденты. В четверг, например, Twitter заблокировал официальный аккаунт посольства Китая в США — якобы за "дегуманизацию уйгуров". Может, они и дегуманизировали, никто не спорит, но почему цензурой во всеобщей сети интернет занимается частная компания, миру так легко не объяснишь: в подавляющем большинстве стран этим привыкло заниматься государство.
"Левые силы внезапно стали противниками регулирования государством деятельности крупных корпораций, а либералы не видят ничего плохого в ограничении свободы слова. Почему? Цель этих мер — ограничить распространение консервативных идей", — считает заместитель министра юстиции Польши Себастиан Калета, и, в общем, с ним сложно не согласиться. Особенно когда блокируют в Америке, а блокируется где–то на другой стороне океана.
Пока что ситуация выглядит патовой. Впереди у демократической партии США ещё 4 года реваншистского правления, маятник её глобальной политики ещё только начал своё движение влево. Навряд ли лояльные ей корпорации осознают свою ошибку и побегут возвращать ущемлённые свободы, тем более что немалая часть заблокированных пользователей — это действительно профессиональные провокаторы. Свои "фабрики троллей" есть не только у России, они прекрасно существуют и в Польше, и в любой другой стране. Сейчас несложно найти повод заткнуть рот конкуренту на цифровой Агоре, равно как и повод эту Агору к чёртовой матери заблокировать, учитывая, что серверы её расположились в опасном отдалении от суверенных институтов большинства демократий.
Похоже, история Вавилонской башни повторилась. Человечество слишком быстро вкатилось в мир без границ, не адаптировав к этому ни законы, ни политическую культуру. Когда–нибудь маятник качнётся обратно и, хочется верить, все стороны придут к разумному компромиссу.
Ну а пока — всё как у классика: "Мир — это война", "свобода — это рабство", "незнание — сила". Привыкаем.