Введено наблюдение на фармзаводе им. Филатова, активе экс-миллиардера Игоря Воробья.
Инициатором банкротства ООО "Завод имени академика В. П. Филатова" выступил UniCredit Bank Czech Republic and Slovakia, выдавший в 2010 году кредит на строительство производства лекарств под Гатчиной в Ленобласти (в 2015–м его открывали с участием губернатора региона Александра Дрозденко). Правопреемником банка впоследствии стало государственное чешское экспортное гарантийно–страховое общество EGAP, которое страховало сделку. Заёмщиками выступали завод им. Филатова и его совладелец РИА "Панда". Размер требований истца, утверждённый судом, составил 633,2 млн рублей, говорится в материалах дела.
ООО "РИА “Панда”" уже признано банкротом. Оно, по данным СПАРК, на 100% принадлежит Игорю Воробью (№226 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2017, после этого в рейтинг не попадал). ООО владеет 48% фармзавода. Ещё 52% в равных долях принадлежат бизнесмену напрямую и его супруге Светлане Жуковой. Эти доли заложены EGAP. В ходе других дел UniCredit пытается обратить взыскание и на них, а также на имущество завода.
Кредитор оценил несколько зданий и участок земли (4 га) в Гатчинском районе в 64,2 млн рублей. Однако директор по оценке, эксперт Becar Asset Management Виктория Константинова считает такую стоимость заниженной и оценивает её в 73,6 млн. Кредитор также просит обратить взыскание на другое имущество завода и назначить начальную стоимость продажи недвижимости в 5,85 млн евро (объекты в деле не указаны).
Елена Рыбальченко, юрист корпоративной практики "Пепеляев групп" в Петербурге, отмечает, что обычно банки обращают взыскание на залог, когда другие способы уже исчерпаны. "Банкам проще договориться", — уверена она. Однако в ситуации с заводом им. Филатова банк переуступил свой долг страховщику. По оценке Елены Рыбальченко, если у истца все документы в порядке, то с высокой долей вероятности суд удовлетворит его требование.
Препараты для мужской потенции "Сеалекс" и "Аликапс", которые выпускала РИА "Панда", в 2016 году запретил Роспотребнадзор из–за тадалафила (с широким диапазоном побочного действия). Производство велось на площадке другого завода "Панды". Скандал завершился уголовным делом. В октябре 2020–го Сестрорецкий райсуд признал Игоря Воробья виновным в неуплате налогов на общую сумму около 700 млн рублей, а со штрафами и пенями — около 2 млрд (ст. 199 УК РФ), а также в производстве небезопасных препаратов (ст. 238 УК РФ). Наказание, правда, оказалось символическим — штраф 100 тыс. рублей.
Чешский UniCredit не ответил на запрос "ДП". На заводе отказались от комментариев. В 2020 году он отгрузил продукции лишь на 16,4 млн рублей. Для сравнения: общий объём отгрузки всей фармотрасли в Ленобласти в 2020–м составил 920 млрд, уточнили в пресс–службе экономического блока правительства региона. У завода им. Филатова зарегистрировано два продукта, причём оба — индийские дженерики, которые компания фактически дистрибутирует в России, говорит директор по развитию "Арэнси Фарма" Николай Беспалов.
"Для владельцев бизнеса ситуация выглядит удручающе. Выбраться из неё можно, только заключив мировое соглашение с кредиторами (и то если есть источники финансирования). Но при крупных долгах мировые соглашения крайне редки: они заключаются, если бизнес потенциально можно восстановить", — считает партнёр юрбюро "Григорьев и партнёры" Михаил Иванов.
Временным управляющим завода назначен Александр Шелуха. Рассмотрение его отчёта в суде запланировано на 18 мая.