Росавиация подвела окончательные итоги работы аэропортов страны в 2020 году. Пулково снизило пассажирооборот в 1,8 раза, до 10,94 млн человек, грузооборот — в 1,6 раза, до 17,14 тыс. т.
По сути, пассажирооборот петербургского аэропорта вернулся к уровню 2011 года.
В первые месяцы 2020–го ничто не предвещало беды. В январе–феврале пассажиропоток даже прирос — до 2,4 млн человек против 2,2 млн в 2019–м. Первое серьёзное падение пришлось на март и достигло 37,6%. Самыми провальными (причём не только в 2020–м, но и за всю новейшую историю Пулково) стали следующие 2 месяца: 111,2 тысячи человек в апреле (–92,3% к апрелю–2019) и 136,3 тысячи (–92,1%) в мае.
Переломить тенденцию, да и то частично, удалось лишь в III квартале. После снятия ряда ограничений петербуржцы полетели на российский, а потом и турецкий юг. В июле–августе на внутренних перевозках пассажиропоток удалось вернуть к доковидным показателям. "В 2020 году на внутренних рейсах обслужено 9,5 млн пассажиров. Самыми востребованными направлениями внутри России стали Москва, Сочи, Симферополь, Калининград, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар", — рассказали в пресс–службе ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (оператор аэропорта).
В ноябре Пулково в полной мере испытало последствия прихода второй пандемийной волны: пассажиропоток рухнул на 40% к ноябрю–2019, до 821,4 тысячи человек. Заметное сокращение произошло и в декабре: 828,2 тысячи вместо 1,3 млн человек годом ранее. Грузооборот Пулково снизился на 37,6%: в 2020 году из Петербурга было отправлено 17,1 тыс. т, тогда как в 2019–м — 27,4 тыс. Наибольший провал, как и в случае с пассажиропотоком, пришёлся на апрель–май.
"Большая часть грузов транспортировалась в багажных отделениях пассажирских самолётов, потому что авиакомпании по большому счёту зарабатывают на пассажирах, а грузы — лишь дополнительный бизнес. До эпидемии на каждом широкофюзеляжном самолёте могло прилетать несколько тонн попутного груза. Прекратилось международное сообщение — прекратился и грузопоток на пассажирских рейсах", — объясняет исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Неутешительны и прогнозы на 2021 год. Среди причин — неопределённость с дальнейшими темпами распространения коронавируса, сокращение реальных доходов населения. "Авиакомпании пока пытаются держать минимальные цены, но долго так продолжаться не может. Нельзя исключать банкротств, а рост стоимости билетов я считаю неизбежным. Так что ситуация не внушает оптимизма ни для пассажиров, ни для отрасли", — констатирует директор по исследованиям и разработкам ООО "Инфомост Консалтинг" Алексей Синицкий.
В борьбе за выживание некоторые авиакомпании продолжают прибегать к практике переоборудования пассажирских лайнеров в грузовые. Среди них — "Аэрофлот", S7, Utair, "Уральские авиалинии". "Пассажирские самолёты “конвертируются” в грузовые. В салоне демонтируют кресла, укладывают туда товары. Благодаря этому удалось отчасти компенсировать дефицит провозных ёмкостей, который возник, когда перестали летать пассажирские лайнеры", — говорит Олег Пантелеев.