Точное планирование расходов — не конёк россиян. Это в очередной раз подтверждают данные опроса о потребительских намерениях, проведённого ВЦИОМ.
Социологи регулярно задают респондентам одни и те же вопросы с 2013 года, и каждый раз картина получается примерно одна и та же: люди планируют потратить деньги на одно, а реально они уходят на другое.
Например, 25% опрошенных намеревались сделать в 2020 году ремонт квартиры или обновить обстановку. Осуществили — 21%. На 2021–й ремонт запланировали 26%. Вообще редизайн интерьера уверенно занимает первую строчку потребительских планов на протяжении всех 8 лет наблюдений. Но реально его проводят на 5–10% меньше. Оно и понятно — планировать гораздо приятнее, чем делать. Ведь первое начинается с разглядывания красивых картинок в каталогах, а второе — с обдирания обоев.
Самой популярной покупкой 2020 года стали смартфоны. Их приобрели 27% опрошенных (в 2018 и 2019 годах почти столько же — 28%). При этом заранее планируют такие покупки, как правило, всего 7–8%. Потом, видимо, что–то идёт не так, долгожданный ремонт опять откладывается, и в качестве "утешительного приза" человек покупает новую игрушку с экраном. На 2–3% чаще запланированного обзаводятся бытовой техникой.
А вот с автомобилями ситуация обратная: каждый год приобрести личное средство передвижения собираются 8–10% опрошенных (в 2021 году — 11%), а позволить себе это оказываются способны лишь 5–7%. Не менее заметен разрыв между планами и их реализацией в сфере недвижимости. Мечтают о новой квартире 7–10%, покупают — 3–6%. Напрашивается вывод, что за всем этим стоит нестабильность экономики домашних хозяйств. Запланировать покупку стиральной машины люди ещё как–то способны, а вот с более амбициозными планами возникают проблемы.
Из обнадёживающих тенденций — плату за обучение (своё или детей) ежегодно в проект семейного бюджета закладывают 10–12% россиян. И 10–11% выполняют эти планы. Это позволяет надеяться, что финансовая грамотность, а с ней и умение тратить не импульсивно, а продуманно, будет расти.