Самолёты "Сухой Суперджет" могут обойтись покупателям на 10% дешевле. Минтранс предлагает обнулить налоги для их владельцев. Эта же инициатива должна стать стимулом для регистрации в Российском реестре иностранных авиалайнеров.
Минтранс сообщил о разработке поправок в Налоговый кодекс "в части изъятия воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, из объектов налогообложения". Министерство обосновывает разработку поправок существующей дискриминацией в налогообложении российских собственников воздушных судов. От более подробных комментариев в Минтрансе отказались.
В российский реестр автоматически попадают только самолёты отечественного производства. Зарубежные лайнеры, как правило, регистрируют на Бермудских островах или в Ирландии. Этому есть несколько причин. Во-первых, зарегистрированный за рубежом самолёт более ликвиден. Во-вторых, к такому воздушному судну меньше вопросов при полётах за рубеж. И в-третьих, его владелец платит меньше налогов.
"Налогообложение в иностранных юрисдикциях различается в зависимости от страны, типа самолета и маршрутной сети, но, как правило, коммерческие самолеты как имущество не облагаются налогом за рубежом, — рассказали dp.ru в пресс-службе ПСБ (банку принадлежит лизинговая компания "ПСБ Лизинг", занимающаяся лизингом самолётов). — Налоги взимаются исключительно с прибыли, полученной владельцем самолета. В России на текущий момент собственник воздушного судна, помимо налога на прибыль, платит также налог на имущество и транспортный налог на самолет. Величина выплат зависит от технических параметров воздушного судна".
Ставки налога на имущество и транспортного налога устанавливают регионы. Например, в Петербурге налог на имущество составляет 2,2%, а транспортный налог — 250 рублей с каждой лошадиной силы. Российский лайнер SSJ-100 стоит около 2,5 млрд рублей. Таким образом, налог на имущество для его владельца должен составлять 55 млн рублей. Правда, с возрастом лайнера его балансовая стоимость снижается. Сообщалось, что транспортный налог на "Сухой" составляет около 2,5 млн рублей.
Всего в российском реестре зарегистрировано 134 самолёта SSJ-100. Из них около 30 находятся в эксплуатации иностранных авиакомпаний. Таким образом, только на "Суперджетах" российские собственники могут сэкономить более 5 млрд рублей в год. Авиакомпании освобождены от уплаты транспортного налога и налога на имущество в отношении воздушных судов. Но самолёты, как правило, приобретаются в лизинг, поэтому собственниками остаются лизинговые компании. Ранее было подсчитано, что порядка 10% стоимости лизинговых договоров составляют уплаченные налоги.
Осенью прошлого года "Аэрофлот" взял в лизинг 10 самолётов SSJ-100 по 3,5 млрд рублей за лайнер. Авиакомпания "Россия" в 2020 году пыталась по такой же схеме получить лайнеры за 3,26 млрд, однако не нашла поставщика. После этого стало известно, что "Аэрофлот", которому принадлежит "Россия", отдаст "дочке" свои SSJ-100.
Но одной только экономией для покупателей российских самолётов задача Минтранса не исчерпывается. В ведомстве давно говорят о необходимости перевода воздушного флота российский авиакомпаний в российскую юрисдикцию. Чиновники обосновывают это необходимостью усиления контроля за техническим состоянием авиалайнеров. Но дело не только в этом, считает исполнительный директор агентства "Авиапорт"Олег Пантелеев.
"Дело в том, что, когда речь идёт о ведении реестра самолётов, в случае с Бермудами все работы, связанные с поддержанием летной годности, оплачиваются в долларах. А учитывая, что речь идет не о единицах и не о десятках самолетов, утекает довольно большое количество денежных средств. Поэтому вполне вероятно, что у чиновников есть понимание, что эти денежные средства следует развернуть в адрес российского получателя", — говорит он.
В 2019 году представитель Росавиации говорил, что бюджет мог бы получать в год дополнительно около 50 млн долларов, если бы все самолёты отечественных авиакомпаний были зарегистрированы в России
Опрошенные dp.ru лизинговые компании оценивают инициативу Минтранса положительно. "Мы приветствуем данную инициативу. В иностранных юрисдикциях, допустимых для регистрации российским авиакомпаниям (Бермуды, Ирландия), воздушные суда не квалифицируются как объекты недвижимости, аналогичных применяемым в РФ налогов на имущество и транспортного налога нет", — говорит директор департамента по работе с крупнейшими клиентами АО "Сбербанк Лизинг" Павел Пискун. Впрочем, по его словам, это хоть и необходимый шаг, но не единственный. Топ-менеджер указывает на необходимость гармонизации российских и международных авиационных стандартов.
"Эта инициатива положительно скажется на развитии рынка отечественного авиализинга, а также окажет поддержку отрасли в текущей макроэкономической ситуации, поскольку снизит финансовую нагрузку на авиаперевозчиков", — заявили в пресс-службе ПСБ.
По мнению юриста корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнёры" Анны Васильевой, стоит дождаться текста законопроекта. В опубликованном уведомлении она видит некоторые странности. "Скорее всего, речь не идет о полном исключении зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации из объектов обложения соответствующими налогами, поскольку круг налогоплательщиков в уведомлении определен, как юрлица и ИП, осуществляющие деятельность, связанную с коммерческими воздушными перевозками, тогда как владельцами воздушных судов могут быть и компании, осуществляющие иные виды деятельности (например, лизинговые)", — говорит юрист.