Росприроднадзор одобрил строительство Приморского УПК. Его возведение стартует летом 2021 года. Предполагаемый грузооборот — 65 млн т в год.
С открытием нового порта в Приморске станет доступна перевалка угля, зерна, минеральных удобрений, контейнеров и генеральных грузов. Под строительство отведён участок 760 га. Здесь будут оборудованы 10 грузовых причалов, пять терминалов и логистический центр. На реализацию проекта уйдёт 2 года и более 200 млрд рублей.
На днях ООО "Приморский УПК" получило положительное заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы о соответствии проекта требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, сообщили "ДП" в пресс–службе компании.
Пшеницу, овёс, рожь и другие сыпучие грузы в порту будут обрабатывать по инновационной технологии. Механизированная разгрузка вагонов будет осуществляться в сооружениях закрытого типа, а транспортировка — в герметичных контейнерах. Хранение будет осуществляться на закрытых складах. На финальном этапе в ход пойдёт защитный купол, которым будут накрывать трюм судна. Такой способ перевалки исключает проникновение пыли в окружающую среду и оберегает груз от снега и дождя.
Схема эффективна и при обработке угля. "Каменный уголь в портах России хранится и переваливается открытым способом. Это стандартная технология, соответствующая нормативам, но такой способ приводит к серьёзным последствиям: атмосфера, земля и водоёмы загрязняются угольной пылью. Главное преимущество нового технологического решения в том, что факторы негативного воздействия на окружающую среду будут исключены на всех этапах перевалки груза", — поясняют в пресс–службе ООО "Приморский УПК".
О щадящих технологиях экологи советуют всерьёз задуматься и при строительстве порта. Иначе вред водной экосистеме будет нанесён ещё до сдачи объекта в эксплуатацию. "Дноуглубление и намывы поднимают со дна осадок с накопленными в нём за много десятков лет тяжёлыми металлами. Эти вещества попадают в толщу воды и отравляют рыбу и морских беспозвоночных", — предостерегает эксперт международной экологической организации "Чистая Балтика" Ольга Сенова.
Приморский УПК станет первым глубоководным портом российской Балтики. Терминальные мощности перегрузочного комплекса позволят принимать контейнеровозы до 20 тыс. TEU и суда вместимостью до 150 тыс. т. Ежегодно здесь планируется переправлять порядка 65 млн т грузов.
Столь внушительные планы по объёму перевалки вызывают опасения экспертов. По словам профессора кафедры таможенного администрирования СЗИУ РАНХиГС Ирины Бойко, дефицит грузов сегодня ощущают и действующие порты Ленобласти. "В последние годы происходит снижение грузооборота балтийских портов. Идёт существенный спад внешнего (экспортного) спроса на российские товары — уголь, удобрения, нефть и т. д. Это устойчивая тенденция. Пандемия не является причиной, а только триггером складывающейся ситуации на экспортных рынках", — считает Ирина Бойко.