Венчурные фонды и бизнес-ангелы о подходе к инвестированию в пандемию.
В 2020 году венчурный рынок в России увеличился почти в 2 раза — с 11,6 млрд до 21,9 млрд рублей. Больше всего вырос сектор иностранных инвестиций, сильнее всего просел государственный венчур, говорится в исследовании Inc. Одни инвесторы пересмотрели стратегии финансирования, для других пандемия ничего не изменила.
"Деловой Петербург" пообщался с представителями венчурных фондов и частными инвесторами и узнал, на что они обращают внимание при инвестировании в стартапы в пандемию.
В какой сфере работает проект
Инвесторы смотрят на отрасль, в которой работает стартап. Сейчас на первое место выходят цифровизация, возможность дистанционного или бесконтактного оказания услуги или передачи товара, а также возможность организации удалённой работы.
В стоп–лист в пандемию попали направления, связанные с международным туризмом, ресторанным бизнесом и прочими сферами, которые больше всех пострадали от карантинных мер.
Активно растёт интерес к медицине и всему, что с ней связано (не обязательно касающегося вирусов).
"Раньше медицинские и биопроекты зачастую инвесторы относили к долгосрочным и капиталоёмким, и привлекать инвестиции в подобные направления было сложно. Теперь за счёт возросшего интереса к отрасли такие проекты стали рассматриваться инвесторами гораздо охотнее", — рассказывает Александр Беспалов, вице–президент Investor Relations Club.
Химия с основателями
Для многих инвесторов важна команда проекта. По словам партнёра Insta Ventures Виталия Янко, фонд в первую очередь обращает внимание на сооснователей стартапа, их компетенции в digital–маркетинге, автоматизации процессов и закрытии сделок.
"Мы в Insta Ventures соинвестируем только при лидирующем инвесторе, возглавляющем сделку. Поэтому для нас важно порой не только “сойтись” с основателями по компетенциям, но и представить стартап в его плюсах и минусах потенциальному лиду", — говорит Янко.
Вице–президент банка "Санкт–Петербург" и инвестор Михаил Гаврилов смотрит на то, как основатели думают о будущем, как они видят перспективу следующих 5–7 лет и как будут участвовать в этом со своим проектом.
"Скорость изменений — главный фактор. По сути, невозможно отрицать, что мир меняется и потребительские привычки вместе с ним. Стартап, который строит свою модель на тезисе, что всё вернётся к обычному течению вещей и будет как прежде, — не мой выбор", — комментирует Гаврилов.
Также важно понимать, как основатели видят развитие проекта и его продажу: нацелены ли они продать стартап очень быстро, выбирают ли своей стратегией бурный рост и выход на IPO, представляют ли себе круг потенциальных покупателей бизнеса, заинтересованных технологией или базой пользователей.
Фокус на определённую географию тоже играет роль для инвесторов. Так, Insta Ventures работает в основном со стартапами из стран Балтийского моря. Это не исключает инвестиции в проекты из США и Израиля.
Изменение коммуникации
Участники венчурного рынка говорят, что пандемия изменила коммуникацию, но не подход к инвестированию. Управляющий партнёр Kirov Group Ventures Елена Морозова рассказывает, что стало меньше личных встреч и больше звонков, презентаций и питч–сессий по Zoom. Это помогло нарастить темпы отсматривания и знакомства с новыми стартапами и основателями.
По словам Янко, больше не нужно долгих "принюхиваний" с длинными перелётами. Последние две инвестиции во время глобальных локдаунов Insta Ventures сделал очень быстро без единой очной встречи. Фонд вложился в американскую систему обучения новым языкам Fluent Forever и сервис для размещения постов в соцсетях Postoplan с российскими корнями. Сумма инвестиций не раскрывается, Insta Ventures получил миноритарные доли в проектах.
С точки зрения самих стартапов инвесторы не увидели какого–либо снижения интереса к старту новых или развитию существующих проектов. Наоборот, кризис лишь подстегнул предпринимательский азарт, говорит Беспалов.