08:2918 февраля 202108:29
812просмотров
08:2918 февраля 2021
Правительство Ленобласти внесло в региональный парламент поправки в законодательство о специальных инвестконтрактах
На днях проект закона "Об отдельных мерах стимулирования в сфере промышленности Ленинградской области" одобрен комиссией областного Законодательного собрания по экономике, собственности, инвестициям и промышленности. Комиссия решила поддержать документ в первом чтении на ближайшем пленарном заседании регионального парламента. Оно запланировано на 24 февраля.
Поправки призваны привлечь в регион крупные инвестиции и создать высокотехнологичные производства. Они связаны с изменением федерального законодательства о специальных инвестиционных контрактах (СПИК) — переходе на так называемый механизм СПИК 2.0.
Главное отличие от предыдущего закона — инвестор должен обязательно внедрять современную технологию в своё серийное производство. Перечень этих технологий утверждается правительством РФ. "Усовершенствованный инструмент СПИК сфокусирован на разработке и трансфере технологий. Фактически вектор сместится от решения преимущественно инвестиционных задач в сторону развития и передачи новых технологических компетенций", — пояснял ранее глава МинпромторгаДенис Мантуров.
Поправки в региональный закон также снимают ограничение по минимальному объёму инвестиций, который необходим для получения господдержки (на данный момент 50 млрд). В области будет также продлён максимальный срок действия контракта до 20 лет (на данный момент — 10 лет). Ставка налога на прибыль сохранится на уровне 5% в региональной части и 0% — в федеральной. Инвестор будет освобождён и от уплаты налога на имущество. Льгота распространится на имущество, которое будет построено или выкуплено в ходе реализации СПИК.
Читайте также:
Инвестиции
Петербург заключил СПИК с Toyota
Не только аммиак, но и карбамид
Предыдущая версия регионального закона действует с декабря 2017 года. Пока на территории Ленинградской области заключён только один такой контракт. В июле 2018 года его подписали власти региона, Минпромторг РФ и ООО "Еврохим Северо–Запад" (ведёт создание промышленного производства по выпуску аммиака в промзоне "Фосфорит" под Кингисеппом). Объём инвестиций в проект превышает 55,8 млрд рублей.
В Санкт–Петербурге таких контрактов шесть. Их заключили автомобильные заводы Nissan, Toyota и Hyundai, а также три предприятия из фармацевтической промышленности: "Активный компонент", "Биокад" и "Герофарм".
"Заинтересованность в реализации инвестиционных проектов на территории области на условиях СПИК 2.0 уже выразили несколько крупных компаний, расположенных здесь и планирующих расширение", — сообщили "ДП" в пресс–службе экономического блока правительства региона.
Подробности там пока не разглашают. Но известно, что "Еврохим" создал ещё одну "дочку" — ООО "Еврохим Северо–Запад — 2", которая на условиях СПИК 2.0 будет строить в Кингисеппском районе дополнительную площадку. Там будет производиться не только аммиак, но и карбамид.
"Принятие закона позволит привлечь в экономику Ленинградской области крупные инвестиции, создать высокотехнологичные производства, выпускающие современную, конкурентоспособную на мировом рынке промышленную продукцию, позволит создать новые рабочие места, в том числе привлечь в регион высококвалифицированных специалистов", — говорится в подготовленном обладминистрацией обосновании необходимости принятия законопроекта.
Главное — настрой власти
В Петербурге инвесторы, заключившие СПИК, освобождены от налога на имущество в отношении зданий, построенных в ходе реализации контракта, сроком на 5 лет.
Как утверждают в администрациях обоих регионов, с 2020 года их механизмы и условия привлечения инвестиций максимально синхронизированы. Поэтому можно утверждать, что формально инвестору должно быть без разницы, в каком из двух регионов заключать СПИК, говорит профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Мария Конягина. Однако этот выбор компании осуществляют, руководствуясь не только ставками налогообложения, но и, как минимум, стоимостью трудовых ресурсов и их качеством, наличием необходимых производственных площадей и затратами на их содержание, развитостью инфраструктуры.
"При этом по–прежнему важным в принятии решений о выборе региона для деятельности и инвестиций остаётся настрой региональной исполнительной власти, готовность сотрудничать, поддерживать, оперативно помогать в решении проблем. Это наша национальная особенность", — отмечает Мария Конягина. Что же касается особенностей налогообложения, то при неблагоприятных прочих условиях оно даже при условии полного обнуления налогов является слабым стимулом, полагает она.
По словам эксперта, эффект для бюджета региона становится ощутим уже через несколько лет после успешного запуска проекта.
Это касается не только дополнительного притока налога на доходы физических лиц вследствие создания новых рабочих мест. Вокруг крупного инвестпроекта всегда концентрируется и прочая деловая активность — малый бизнес по его обслуживанию, услуги, предприятия общественного питания. Это тоже новые потенциальные налогоплательщики.
Конкуренция по–соседски
По оценке доцента кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александра Щелканова, инвестиционная привлекательность двух соседствующих регионов — Петербурга и Ленобласти — находится на довольно высоком уровне и у потенциальных инвесторов есть выбор.
При этом в 47–м регионе много иностранных промышленников. В отличие от "скученного" Петербурга, им есть где развернуть большие производства, имеется также выбор земельных участков с инфраструктурой.
"В любом случае многое зависит от GR–стратегии самих инвесторов, а также от экономики проекта. Важно, что в СПИК нужно учитывать скорость запуска проекта, а также возможность его локализации, создания устойчивых кооперационных связей", — полагает Александр Щелканов.
По оценке экспертов, после утверждения поправок областным ЗакСом интерес к заключению контрактов могут проявить инвесторы из разных сфер.
Отталкиваться необходимо в первую очередь от перспективных технологий, включённых в перечень Минпромторга. Если в СПИК 1.0 можно было ограничиться сборочным производством, то сейчас акцент явно сделан на проекты, "заточенные" на глубокую локализацию.
Возможно, с учётом успешных кейсов новые СПИК могут заключить инвесторы из химической промышленности (удобрения), фармацевтики, производства машин и оборудования (например, газовых турбин, автомобилей на месте бывшего завода Ford), предполагает Щелканов.