В Петербурге продаётся в 5 раз меньше неоригинальных (восстановленных) iPhone, чем в среднем по стране.
По оценкам сервиса "ДамПродам" (скупающего б / у "яблочную" технику), в 2020 году доля неоригинальных iPhone составила около 10% в Москве. В Петербурге же таких смартфонов всего лишь около 2%. "В Петербурге техника у людей в использовании более качественная", — подчёркивает Елена Богатырёва, сооснователь сервиса.
Московские цифры соответствуют средним данным по стране, отмечает генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. По его оценкам, в РФ примерно 16,5 млн iPhone, из них чуть больше 6 млн — в Москве, менее 2 млн — в Петербурге. При этом в год в Россию ввозят около 4 млн iPhone, средний срок replacement (замены гаджета) — менее 3 лет. То есть официально ввезённых в страну iPhone должно быть около 12 млн. Соответственно, порядка 4,5 млн — это "серые" телефоны, из них восстановленных — приблизительно 30%. Это около 1,5 миллиона на всю страну, то есть как раз примерно 10% от всего парка айфонов.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин полагает, что в пользовании у петербуржцев меньше неоригинальных смартфонов, так как покупатели более внимательны. "Это вопрос стоимости ошибки. Для многих жителей столицы эта стоимость ниже, и они более расслаблены. В Петербурге люди достаточно придирчиво изучают технику, причём это касается не только Северной столицы, но и регионов. Стоит понимать, что у людей в использовании не более качественная техника, а они просто более осторожно к ней относятся, с большим пиететом", — считает аналитик.
Необходимо различать варианты "восстановленных" iPhone (также их называют "рефы" — от слова refurbished). Есть официальные рефы — от продавца и от производителя. Это телефоны, сделанные на основе материнской платы бракованных моделей. Кроме платы в таких смартфонах от старого устройства ничего не остаётся. Они подлежат гарантийному обслуживанию, продаются у официальных реселлеров и от новых отличаются скорее ценой, но не качеством. На сером же рынке представлены неофициальные рефы, чаще ввезённые из азиатских стран. "Качество таких рефов часто неясное, и есть большие риски получить “кирпич”. Что делает с аппаратом неавторизованный сервис — большой вопрос", — предупреждает Юрий Брюквин.
Эксперт предполагает, что кто–то ввёз крупную партию рефов и она разошлась по Москве, поэтому доля в столице и оказалась выше.
По его словам, несколько лет назад была похожая история с официальным рефом iPhone 5. "В страну привезли большую партию рефа, и она оказала достаточно заметное влияние на рынок смартфонов. У всех упали продажи, потому что потребители, которые хотели себе новый айфон, переключились на восстановленные модели — это были рефы хорошего качества, заводские и по доступной цене. Рефа не так много в России. Если привезти достаточно крупную партию, это отразится на всём рынке", — отмечает Юрий Брюквин.
Елена Богатырёва даёт более прозаичное объяснение. "Скорее всего, это связано с тем, что доля покупки телефонов у авторизованных реселлеров выше, чем в Москве. Москва имеет гораздо больше механизмов сбыта неоригинальных смартфонов", — говорит она. При этом добавляет, что нельзя объяснить такие показатели каким–то доказательным аргументом, потому что серый рынок непрозрачен.