Объём платных услуг по итогам 2020 года в Петербурге уменьшился на 18,4%, что составляет 467,9 млрд рублей против 554,4 млрд в 2019–м.
Согласно данным Петростата, нарастить объёмы удалось лишь ветеринарным услугам, а также почте и курьерским службам — они прибавили 3,4% и 3,7% соответственно.
Не сильно сократилась выручка у компаний, оказывающих телекоммуникационные, жилищные и коммунальные виды услуг, — в пределах 3–5%.
Всего 25,4% от выручки 2019 года заработали туристические агентства и туроператоры, что составило 2,1 млрд рублей. Гостиницы и компании, предоставляющие временное жильё, за год заработали 8 млрд рублей, что составило 47,1% от показателей годом ранее. Услуги специализированных коллективных средств размещения также оказались не так востребованы в ковидном 2020–м: их совокупный доход упал на 1 млрд рублей, или 42,6%.
Также среди аутсайдеров оказались учреждения культуры — совокупная выручка этой категории уменьшилась на 14,6 млрд рублей, или 66%.
Даже платным медицинским центрам не удалось заработать в 2020–м больше, чем годом ранее, — их совокупный заработок составил 51 млрд рублей, что меньше на 7,2 млрд, или 18,6%.
Объём бытовых услуг в Петербурге за 2020 год в среднем сократился на 18,5%. Но некоторые сегменты бизнеса пострадали сильнее всех. Например, бани и душевые потеряли 25,5% от выручки 2019 года. Парикмахерские и салоны красоты также в 2020–м были востребованы чуть меньше — они заработали меньше почти на 500 млн рублей (23,5%).
Недостаточно востребованы были изготовление и ремонт мебели, услуги предприятий по прокату. При этом, по данным Петростата, в среднем цены на бытовые услуги за год выросли на 4,3%.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев отмечает, что для сектора услуг определяющей будет динамика доходов населения, которые очень серьёзно снизились в прошлом году и вряд ли быстро восстановятся. Поэтому сложно будет восстановиться бьюти–индустрии, консалтингу (поскольку бизнес тоже серьёзно сокращает затраты), фитнесу, сфере развлечений и культуры.
"Что касается сфер, которые с минимальными потерями пережили кризисный год, то это действительно ветеринарные услуги (граждане не экономят на братьях наших меньших), образование для детей (в том числе онлайн), оздоровительные услуги для подрастающего поколения, работа нянь и репетиторов", — подчёркивает Артём Деев.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что восстановление той или иной сферы будет напрямую зависеть от действий руководства компаний: "Если они не найдут способов взаимодействовать с клиентами через соцсети и мессенджеры, создавать удобные цифровые торговые площадки, то их ждёт довольно долгое восстановление".
Спикер считает, что восстановление придётся на середину текущего года. Сложнее всех будет ресторанному бизнесу, фитнес–центрам и арендаторам дорогих помещений.