Некогда популярная облицовка фасадов керамогранитом подвергается критике за безликость, однако застройщики по–прежнему ценят этот материал за универсальность и доступность.
Модные тенденции в строительной отрасли задерживаются в облике города надолго — и не всегда отражают дух эпохи: последующим поколениям достаются практичные решения с признаками рыночной инерции, когда подражание участников друг другу выходит за рамки разумного. Такой "навязчивый мотив" легко прослеживается в районах Петербурга, где последние 10 лет велось активное строительство. На первом плане в сфере облицовки зданий оказался керамогранит — популярный материал для отделки в системе навесных вентилируемых фасадов. Он появился на рынке в конце двухтысячных, пик его популярности пришёлся на 2014 год.
Застройщикам пришлось по душе разнообразие вариантов — по цветовой палитре, рисунку и текстуре, системе крепления и цене. Керамогранит — долговечный и удобный в монтаже материал. Потребитель не менее благосклонно воспринял новинку на рынке, но к 2020 году материал уже получил нелестное определение "туалетная плитка", а города с обилием зашитых в такие фасады строений подверглись критике — со стороны жителей, туристов и блогеров. Керамограниту на зданиях в исторических центрах уже сказали нет в администрациях Белгорода и Казани.
В Северной столице вопрос тоже не оставили без внимания. По словам первого заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Павла Соколова, в городе на Неве керамогранит чаще используют для облицовки зданий делового или общественного назначения, "применение этого фасадного материала не должно стать для города избыточным во избежание эффекта “панелей” в советских микрорайонах", — отмечает чиновник.
Нерушимый образ
По сведениям маркетингового агентства IndexBox, в стране в первом полугодии 2020–го рынок керамической плитки и керамогранита сократился на 13,6% год к году, спрос начал восстанавливаться в июне, но, по предварительному заключению аналитиков, отмечается падение видимого потребления до 174 млн м2. Специалисты считают, что в ближайшие годы рынок будет держаться в пределах этого показателя.
Игроки рынка говорят об устойчивом спросе в Петербурге. "На наших системах до сих пор преобладают вентфасады с керамогранитом, — рассказывает коммерческий директор ГК “ИСМ” Егор Белоусов. — Здания эконом– и комфорткласса занимают 60–80% рынка, и заказчик часто склоняется к выбору в пользу керамогранита". Также собеседник "ДП" отмечает сокращение спроса на однотонные плиты бежевого и серого цветов стандартного формата 60 на 60 см — эта разновидность продукта из–за распространённости на улицах городов вызвала волну неприятия как морально устаревшая. О популярности керамогранита говорит и руководитель проектов ООО "Альт–Фасад СПб" Александр Калико: "Спектр применения навесного вентилируемого фасада очень широк, технология востребована в строительстве новых объектов и в реконструкции старых зданий. Конечно, львиная доля фасадов выполнена из керамогранитных плит, это обуславливается тем, что материал не горюч и может применяться на зданиях с повышенными требованиями к пожарной безопасности. В большинстве своём керамогранит применяется в жилом строительстве, а также на зданиях административного назначения и в торгово–развлекательных центрах".
В 2016 и 2018 годах КГА провёл два конкурса: "Петербургский стиль XXI века" и "Санкт–Петербургские фасады". По словам Павла Соколова, они явились "реакцией на эстетически неудовлетворительный облик новых жилых районов, а также попыткой анализа петербургских приёмов жилой застройки". Руководитель ведомства приводит слова победителей конкурсов: "Петербург — город естественных фактур, поэтому любые техногенные материалы типа пластика, керамогранита, металла, стекла в большом количестве, как в типовой застройке, разрушают классический облик города". Проект триумфаторов предлагает "использование традиционных и местных натуральных материалов отделки фасадов — штукатурки, натурального местного камня, бетона, бетонных типовых разнофактурных панелей, кирпича". При этом производители керамической плитки и керамогранита дают адекватный ответ, выпуская образцы с имитацией натуральных материалов.
Благородное решение
На постоянство спроса влияет и ценовая политика компаний–производителей: отвечающие высоким эстетическим критериям керамогранитные изделия и в недавнем прошлом дорогие технологии становятся доступнее.
По словам Егора Белоусова, если стоит задача повысить инвестиционную привлекательность объекта, то из предложенных на рынке вариантов выбирают керамогранит с имитацией текстуры и фактуры дерева или камня. В Петербурге существуют примеры, где фасады отделаны таким материалом. "Это популярная и относительно новая технология, которая часто встречается в объектах высокого класса, — комментирует главный архитектор ГК “КВС” Надежда Виролайнен. — Главное преимущество таких фасадов — эстетичный облик. Материал, имитирующий натуральный камень, выглядит стильно и дорого. При этом он неприхотлив, прочен, долговечен, не требует ухода и достаточно просто ремонтируется".
"Различия в применении в разных классах касаются не столько технологии, сколько подбора типов материалов, — добавляет руководитель аналитического центра ГК ФСК в Санкт–Петербурге Юлия Голубева. — В комфортклассе это более массовые, распространённые варианты плитки, в бизнесе — более дорогие образцы с усложнённым рисунком или структурой. Также может отличаться собственно система монтажа, которая бывает трёх видов: оцинковка, алюминиевый каркас, каркас из нержавеющей стали".
Проведённое компанией исследование портрета потребителя в 2020 году показало, что он и в массовом сегменте хочет больше эстетики и голосует рублём за комфортную визуальную среду.
Что взамен
По словам аналитиков рынка, разница в стоимости облицовочных решений невелика. С ними не совсем согласны девелоперы: "Если говорить об альтернативах не меньшего качества, то это закрытие фасада композитными панелями. При этом данный способ стоит значительно дороже при схожих потребительских характеристиках", — говорит Юлия Голубева.
Впрочем, Александр Калико рассказывает, что на рынке появляются новые интересные варианты: "Это и клинкерная плитка, и терракотовая панель, и архитектурный бетон — материалы, которые можно компоновать и с другими видами облицовки, что, в свою очередь, даёт новые и свежие идеи для реализации проектов. Будем надеяться, что эти материалы закрепятся на рынке и составят конкуренцию керамограниту".