Для кого из "фитоспециалистов" не существует сезонности, а кто держится в основном на ней?
В Петербурге работой с тематической приставкой "фито" занимаются специалисты, между которыми можно провести чёткий водораздел. Из общего — растения, из разного — подход к ним, функционал и сезонность. Флористы стабильно зарабатывают перед праздниками. "Горшечники" не жалуют "краснокалендарные" дни, но наслаждаются трендом на комнатные оазисы. А те, кто занимается корпоративным озеленением, ни на что и не жаловались: оно внесезонно и вечно актуально.
Работа по праздникам
В период нестабильности хотя бы что–то должно оставаться неизменным, а именно — повышенный спрос на букеты в гендерно окрашенном начале марта. Типичный распорядок дня флористов на это время описывают в цветочной мастерской "Роза ветров": "жара" начинается с утра 7–го числа и завершается лишь к ночи 8–го — на ногах приходится проводить почти двое суток. О масштабах увеличения спроса можно судить и по объёмам поставок цветов для композиций: здесь перед праздничными днями партии становятся примерно в 10 раз больше.
Востребованность флористов в Петербурге в принципе увеличивается. По информации онлайн–платформы hh.ru, прирост вакансий в феврале 2019 года был на уровне 89% по сравнению с количеством предложений о работе в аналогичное время в 2018–м. 2020 год стал исключением (тогда работодатели открыли на 7% меньше вакансий, чем годом ранее). Но с начала 2021–го картина вновь стала прежней: предложений для флористов к последнему зимнему месяцу стало на 64% больше.
"Конечно, перед мартом появляется потребность в дополнительной рабочей силе. Если в обычный рабочий день у нас один флорист, то 8 марта — три, а ещё — помощник флориста и человек за кассу", — говорят в студии цветов и специй "Ветка розмарина".
Увеличивается клиентский спрос и у тех, кто создаёт смысловые аналоги букетов — флорариумы: например, в мастерской Glassdecor говорят о том, что обращений становится в 5–6 раз больше: "В праздники из–за нагрузки 10–15% заказов приходится отдавать другим компаниям, которые занимаются этим в Петербурге. У нас даже есть общий чат для мастеров по всей стране, которые друг другу передают клиентов — когда не успевают сами или если заказ поступил из другого региона, а зимой доставлять флорариум туда оказалось бы слишком сложно: растения просто замёрзли бы".
В свою очередь, Павел Зарубин, который в мастерской Structura занимается полным циклом создания флорариумов — от стеклянных и бетонных форм до оформления композиций, — говорит, что увеличение продаж в праздничные дни есть, но не такое заметное: "Спрос больше примерно на 20%, но часто звонят в последний момент и хотят купить прямо сейчас. Мы же в основном работаем под заказ. Из готового могут оставаться только пустые формы для флорариумов и бетонные изделия".
Тренд и чек
Другой очевидный способ "заместить" букет — покупка домашнего растения. Хотя все 10 опрошенных "ДП" магазинов с "горшечкой" отметили, что всплеск заинтересованности аудитории перед праздниками зафиксировать можно, но таким же интенсивным, как для "срезки", он точно не будет. В Greenery life Ирина и Марина Пантелеевы вовсе говорят о том, что пиковых периодов в деле разведения и продажи комнатных растений нет.
"Повышение спроса мы действительно отмечаем, но не как у флористов, — у них в разы больше “праздничный перекос”. Сказки про то, как не спать 3 дня и 3 ночи, а потом до лета не работать, для нас так и остались сказками. И вообще, если честно, мы не очень любим эти периоды. Заказов много, но они с маленьким чеком — люди в основном хотят сэкономить на букете, купив маленький цветок в горшке: мол, это оригинальнее", — делится опытом Марина Романова, основательница студии озеленения Plantacia. Но отмечает, что удачные заказы всё же тоже случаются: например, корпоративные — 30 растений для сотрудниц или партнёров.
И всё же "горшечники" из–за этого не страдают — по крайней мере в последние несколько лет. Ссылаются "фитоэксперты" на пролонгированный тренд — озеленение квартир. Особенно популярным явление стало в 2020–м, пандемийном году — в период самоизоляции. По словам Анны Голубевой, создательницы тропического пространства PRO.Anta's, за год даже самые равнодушные к растениям люди становились её новыми клиентами. Например, после "переселения" из офиса на удалёнку пара разработчиков завела больше 100 цветов в горшках. Видели, как раскиданы неоново–розовые окна в многоэтажных домах? Это всё любители домашнего растениеводства — и то лишь те, кто не "шифруется" и выставляет рассаду напоказ (то есть на подоконник).
"Нагрузка в осенние и весенние месяцы всегда очень высокая. Например, после летнего отдыха у людей есть желание дальше “праздновать жизнь” — озеленять офис, квартиру, дом. Весной же все “пробуждаются” — начинается то же самое", — рассказывают в интернет–магазине "РастенияМаркет".
Кто–то пытался не просто накупить новых, но реанимировать старых "друзей". По словам Валерии Решаевой, создательницы проекта по озеленению ALOE LERA, к ней стали часто обращаться за услугой по восстановлению растений. Специалист выезжает к умирающему растению, пересаживает его, обрабатывает, подбирает уход и показывает хозяевам, как больше не доводить растение до иссушённого состояния.
При этом озеленение — это не только тренд "для души", но и вполне очевидная тенденция в дизайне интерьера. Так, Наталья Тазеева, одна из основателей интернет–магазина и студии озеленения "Цветы Мира", замечает, что всё чаще дизайн–проекты ремонта клиентов содержат и комнатные растения. Люди высылают такие проекты компании, и здесь подбирают растения в новый интерьер.
"Конечно, у наших родителей и бабушек с дедушками всегда были растения в домах. Но сейчас это стало направлением дизайна. Сначала оно “мешалось” с флористикой и созданием композиций, затем переросло в фитодизайн. Клиенты стремятся создать зелёный уголок дома — не в хаотичном порядке, а структурированно, гармонично", — объясняет Валентина Алексеева из студии озеленения и интерьерного дизайна PlantDeco.