Представители ломбардов опасаются коллапса на рынке в апреле из–за нового порядка регистрации, введённого Центробанком РФ. Оформить документы для попадания в государственный реестр успеют не все.
Как рассказал корреспонденту "ДП" председатель Национальной ассоциации ломбардов Пётр Слизкий, раньше ЦБ никак не контролировал новые ломбарды, а нарушителей был вынужден ликвидировать в судебном порядке. Затем на официальном сайте ЦБ РФ появился Государственный реестр, данные в который вносились автоматически, на основании налоговой отчётности. Теперь же, в соответствии с вступившими в силу с 11 января поправками к закону "О ломбардах", порядок работы становится аналогичен регулированию МФО. Хочешь работать — подай документ для внесения в реестр, нарушил — тебя исключают и лишают права продолжать деятельность.
По словам Слизкого, сложность состоит в том, что ЦБ РФ не успевает оперативно обрабатывать поток заявлений. На сегодняшний день в реестре значится 3124 ломбарда (98 из них зарегистрированы в Петербурге, 15 — в Ленинградской области). Перерегистрироваться по новым правилам успели только 123 из них, то есть около 4%.
"Фактически ЦБ обрабатывает 12–20 заявлений в сутки, уже начались задержки, и при таких темпах есть риски того, что всех не успеют включить в реестр до 10 апреля. Три месяца на перерегистрацию — очень мало, нужен хотя бы год", — утверждает Пётр Слизкий.
В пресс–службе Управления ЦБ по Северо–Западу корреспонденту "ДП" пояснили, что, если действующий ломбард не будет включён в реестр до 10 апреля 2021 года, с этого дня его деятельность будет ограничена. Он не сможет заключать новые договоры потребительского займа и изменять сроки исполнения ранее заключённых договоров.
А если сведения об организации не будут включены в реестр по новым правилам до 9 июля 2021 года, она утратит статус ломбарда, но сохранит возможность заново подавать документы для включения в реестр.
Генеральный директор сети "Фианит–Ломбард" Станислав Боронин утверждает, что введение этого реестра — давно прогнозируемая и ожидаемая мера в числе других поправок в закон о ломбардах. Поэтому для добросовестных игроков рынка это скорее технический момент. При этом "чёрные ломбарды" как работали вне правового поля в формате комиссионных магазинов и скупок, так и продолжат работать.
"Серьёзным испытанием станет не это, а переход с 2022 года на единый план счетов и введение с середины 2021 года маркировки изделий из драгоценных металлов. Потребуется дорогостоящее оборудование для исполнения требований по маркировке, а также сложные работы по интеграции программного обеспечения ломбардов с государственной информационной системой по учёту драгметаллов и драгоценных камней", — комментирует Станислав Боронин.
Как отметила руководитель СРО "МиР" Елена Стратьева, с одной стороны, условия нахождения на рынке для всех микрофинансовых институтов должны быть равными. И, поскольку существует государственный реестр МФО, закономерно и создание государственного реестра других участников рынка. Кроме того, закрепление статуса организации путём включения её в госреестр глобально не влияет на бизнес–процессы.
"С другой стороны, понять опасения ломбардов и их профессиональных объединений можно: если для МФО нахождение в государственном реестре было изначальным условием ведения деятельности (обязательным с принятия 151–ФЗ), то для ломбардов это нововведение — некая ломка существующих реалий, что, безусловно, в любом случае вопрос болезненный. Следовательно, необходимо учесть этот риск и реальную возможность ломбардов исполнить новые требования", — отмечает эксперт.