За вторую половину 2020 года в городе открылось 18 бьюти–коворкингов. Считается, что это простой бизнес, который не требует больших вложений. А владельцы салонов красоты жалуются, что коворкинги отнимают у них посетителей и мастеров.
После снятия коронавирусных ограничений в Петербурге начали активно открываться бьюти–коворкинги. Некоторые из–за пандемии отодвинули сроки запуска. Основная часть предпринимателей запустила бизнес осенью и в декабре 2020–го, когда ситуация более–менее стабилизировалась.
В Петербурге открылись Tropica, Art Republic, Billy’Stylish, Fizzy, Beauty.co, Beauty party, "Твой мастер", Garden beauty, Prof beauty club, HIDI, Monloco. Также заработали федеральные сети INDI и сразу четыре коворкинга открыла компания Solo Salon.
При этом не всем компаниям удалось пережить пандемию. Например, закрывается местная сеть Beauty Place, состоящая из трёх коворкингов. На своих страницах в соцсетях компания сообщает, что сейчас они ведут переговоры по продаже всего бизнеса. "Почти весь 2020 год мы делали скидки, соблюдали все нормы, договаривались с поставщиками и арендаторами с ожиданием, что рынок восстановится, но он показывает медленную динамику восстановления", — говорится в сообщении. Также представители рынка говорят, что в Петербурге на данный момент закрылось примерно 20% салонов красоты.
Кризис равно доход
Сооснователь сети бьюти–коворкингов Solo Salon Антон Ахмедов отмечает, что их компания, наоборот, показывала самый большой рост во время пандемии. Летом они даже открыли 10 новых точек в разных городах России. Компания выросла в 2 раза. Инвестиции в открытие одного объекта составляют около 600 тыс. рублей.
"Многие салоны закрылись, и мастера пошли к нам. Мы на этом фоне открыли дополнительные точки. Когда принимали решение о работе в Петербурге, мы проанализировали рынок: тогда было примерно десять основных конкурентов, но половина из них закрылась. У нас немного другая бизнес–модель: низкие издержки за счёт того, что нет администраторов, но есть своя система бронирования, и поэтому мы получаем прибыль, а другие нет", — поясняет он.
Сооснователь бьюти–коворкинга Tropica Антон Матвеев открыл первую точку в Петроградском районе несколько месяцев назад, но уже сейчас рассматривает разные варианты расположения для новых студий.
"Сейчас пытаемся определиться, где нужно открываться — в спальных районах или в центре. Учитывая возрастающий спрос, ниша пока не переполнена", — считает он.
Матвеев подчёркивает, что работа в коворкинге подходит тем мастерам, которые трудятся на личный бренд. Кроме того, мастер должен быть готов сам заниматься вопросами привлечения клиентов, закупки материалов, финансового учёта.
"Спрос на коворкинги есть не только у отдельных мастеров — многие салоны сейчас оптимизируют затраты и переносят расходы на аренду, клининг, коммунальные платежи и сервис на аутсорс. У нас есть конкретный пример, когда салон снизил свои затраты только на аренду в 6 раз, переехав в коворкинг", — добавляет Антон Матвеев.
Генеральный директор франчайзи INDI в Петербурге Сергей Лучин говорит, что первый коворкинг они открыли в декабре 2020–го, а сейчас компания находится в процессе оценки состоятельности финансовой модели и её корректировки для местного рынка.
Планы по открытию новых точек есть, но, возможно, они будут скорректированы. Инвестиции в один бьюти–коворкинг в 250 м2 у INDI составляют 5 млн рублей.
Услуги в шаговой доступности
Преимущества работы в коворкинге перед салонами красоты вполне очевидны. Владелица Garden Beauty Ольга Фёдорова отмечает, что это достаточно популярный формат работы именно среди мастеров: "Они арендуют рабочие места, потому что у них нет собственной большой базы клиентов, а заработка не хватает, чтобы снимать свой кабинет. Или у них клиенты в разных частях города, поэтому мастера подстраиваются под них".
По её словам, коворкинги даже стали открываться по принципу шаговой доступности — практически в каждом районе у каждой станции метро есть рабочие места в аренду или коворкинг.
Основательница салона красоты Brut Анна Большакова отмечает, что коворкингов сейчас действительно открылось очень много и некоторые мастера уходят работать именно туда. "Например, мастер работает в салоне и в среднем получает 50% от стоимости услуги, при этом у него ещё есть определённые обязательства и график смен. Поэтому ему будет выгоднее уйти в коворкинг, где большую часть прибыли он оставит себе", — говорит она.
За год закрылось много салонов, некоторые сейчас выставлены на продажу. Большакова отмечает, что если в 2018 году можно было продать готовый салон за 4 млн рублей, то в 2020–м и за 1,5 млн рублей его никто не купит: "Продают бизнес в бьюти–индустрии из–за пандемии: несколько месяцев салоны были закрыты, ушло много мастеров, сильно просела клиентская база".
Антон Ахмедов не согласен с тем, что клиентов стало меньше, — девушки всегда будут следить за собой.
"У салонов действительно начинаются проблемы, и мы их в какой–то степени и создаём, потому что предлагаем продукт, который обходится мастеру дешевле, — подмечает он. — Также сейчас специалистам намного проще находить клиентов самостоятельно через соцсети и разные агрегаторы, поэтому необходимость работы в салонах уменьшается".