Если говорить, что называется, по исторической справедливости, то заводам в городской черте не место. Ну не планировалось такого никогда за всю историю градостроительства. Заводы и фабрики всегда были на окраинах.
Тут и логистика проще, и людям жить заводская суета не мешает со всем своим шумом, дымом и запахами. Другое дело, что город растёт, территорию отъедает со скоростью голодного едока, вот и оказываются производства среди жилой застройки, формируя серую зону. А плановая экономика при всех своих несомненных плюсах (и минусах) перемещение заводов на новые места не предусматривала — лишние траты. Вот и вросли они в городскую среду, став её неотъемлемой частью, — и Кировский с Балтийским и Северной верфью, и "Игристые вина" с ныне покойной "Красной Баварией". "И заводская проходная, что в люди вывела меня" оказалась через улицу от твоего подъезда.
Совершенно естественным в этом случае будет вопрос: а почему же тогда со сменой государственного строя и идеологии все заводы не рванули взапуски за город? Тут, сами понимаете, у каждого ответ свой. У кого–то пресс гидравлический сотню тонн весит — бросить жалко, а перевезти дорого, а кто–то к портам привязан — сырьё сплошь аргентинское да чилийское.
И тут на госуровне, в самых, как говорится, высоких эмпиреях, принимают решение об отмене закона притяжения, так что перевозка пресса становится копеечной, или запрещают использование импортного сырья для напитка, в названии которого есть слово "российское". И у всех оказываются внезапно развязаны руки.
Потому что, если ты, скажем, выпускаешь "Российское шампанское", логичным образом сменившее "Советское", — можно забить на сложную логистику, пересесть на кубанское и крымское сырьё и свалить из города, оставив наконец градозащитникам условный особняк Безбородко с его львами, сбросить с себя лишнюю ответственность, отряхнуть с ног прах лишнего исторического наследия и почувствовать себя счастливым. Табачные производства так поступили уже давно. Пришла пора винных. Пора утекать.