С надеждой на будущее: по какому пути будет развиваться ИТ-сектор Петербурга

Автор фото: Беликов Валентин

Компании ИТ-сектора дороже всего оцениваются рынком, поскольку инвесторы закладывают в цены будущий рост показателей.

Для рынка M&A в сфере ИТ 2020 год начинался довольно бодро: Veeam Software (международная ИТ-компания, основанная в Петербурге) была приобретена венчурным фондом Insight Venture Partners. Для ИТ-компаний с берегов Невы сумма сделки — около $5 млрд — была рекордной. Однако эта покупка скорее исключение — больше таких не будет, считает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. "Если бы в Петербурге были компании, предоставляющие ИТ-сервисы в 100 странах и имеющие офисы в десятке стран, были бы и сделки объёмом в миллиарды долларов", — говорит он.
Обычно масштабы сделок скромнее. К примеру, в 2019 году Nexign, одну из крупнейших ИТ-компаний Петербурга, купил "Икс Холдинг" всего за 20 млрд рублей. Компанию, возможно, недооценили. Как отмечает эксперт в сделках M&A, основатель и бывший владелец проекта "IT Бизнес Брокер" Алексей Комаров, стандартная оценка компании — это три–четыре выручки. На момент продажи выручка Nexign составляла 13 млрд руб­лей.
Впрочем, даже три–четыре выручки — не предел. Сейчас на публичном рынке показатель P/S у Mail.ru составляет 4,7, а у "Яндекса" — свыше 9. Отношение капитализации к прибыли у последнего — вообще 78. Тем не менее за 2020-й бумаги выросли на 80%. Как объясняют эксперты, инвесторы вкладывают в ИТ по трём причинам. "Первый сценарий: когда какой-нибудь инвестор решает, что эти компании — "вечные", их финансовые показатели будут улучшаться и улучшаться и однажды они начнут платить дивиденды. Тогда можно купить акции навсегда. Примером можно считать Microsoft, которая не платила дивидендов лет двадцать со своего выхода на рынок, а потом начала", — считает Леонид Делицын.
Есть второй сценарий. Инвесторы могут ожидать, что ту или иную компанию скоро купит стратег. К примеру, YouTube никогда не был прибыльным, но его купил Google, которому видеохостинг был очень нужен. И уже Google монетизировал этот проект.
Но самый распространённый вариант — третий: это попытка обыграть других инвесторов. В данном случае инвестор покупает в моменте, надеясь подняться на волне и вовремя соскочить.
Интересно, что в российском телекоме мультипликаторы кратно ниже. МТС в 2019 году стоили 1,5 выручки, "Ростелеком" — 0,8.
Рынок долго шёл по пути консолидации, наиболее интенсивно — в 2016–2019 годах. В частности, "Эр-Телеком" и "Ростелеком" приобрели несколько профильных компаний в Петербурге. А одним из самых значимых событий стала покупка "Ростелекомом" оставшихся 55% акций "Т2 РТК Холдинг" (Tele2). Закрыта сделка была в 2020 году за 132 млрд рублей.
Пока что в России велик объём телекоммуникационных услуг в общем ИКТ-секторе. "Это признак не очень развитых рынков. На развивающихся рынках выручка телекомов — это 40% всего ИТ-сектора, но в США и Европе — лишь порядка 20%. Там, наоборот, к 40% приближается доля ИТ-услуг и программного обеспечения — поэтому мы всё время и читаем о новых и новых сделках в этих отраслях", — подчёркивает Леонид Делицын.
По словам экспертов, есть две противоположные тенденции в сделках M&A. Телеком-компании развиваются "горизонтально". Как считает основатель и генеральный директор Dsight Сергей Канцеров, у телекома интерес более широкий, такие компании строят экосистему сервисов. При этом у ИТ-компаний обычно более узкая специализация, и, соответственно, они покупают вертикальные (отраслевые) сервисы.