Почти треть россиян (29%) хотели бы попробовать себя в бизнесе. При этом в ближайшие 3 года намерены открыть своё дело только 7% опрошенных. Такие данные были получены в ходе исследования, проведённого министерством экономического развития и Аналитическим центром НАФИ в конце прошлого года. Но пока одни только задумываются об открытии своего бизнеса, другие активно воплощают мечты в жизнь, нередко выбирая непривычные направления. "ДП" составил топ самых необычных стартапов города.
Увидеть исчезнувшее
Один из самых известных петербургских стартапов — Piligrim XXI — занимается развитием технологий дополненной реальности. Компания создала сеть интерактивных AR–парков для индустрии путешествий. С помощью мобильного приложения пользователь может увидеть реконструкции разрушенных архитектурных памятников и исторических событий. Например, стать свидетелем извержения Везувия в Помпеях, понаблюдать за древними византийскими обрядами в Болгарии или стать участником Северной войны. Стартап создал восемь AR–парков с историческими реконструкциями в разных странах Европы, а также запустил мир дополненной реальности Arcona. Это пространство, где любой человек без специальных навыков в области компьютерного зрения или 3D–моделирования может создавать собственные интерактивные проекты и демонстрировать их по всей планете.
В 2013–2014 годах Piligrim XXI привлёк 5 млн рублей от Фонда предпосевных инвестиций Санкт–Петербурга и грант в размере $30 тыс. от Microsoft. В 2016–м стартап получил инвестиции от испанской компании Way2Wow (сумма сделки не раскрывалась). Сейчас Piligrim XXI готовит масштабный проект в одном из северо–западных регионов России с местным представительством по туризму.
"Уже к весне предполагается развернуть несколько исторических AR–маршрутов, интерактивный гид, а также открыть креативные площадки, где местные жители и предприниматели смогут воплотить собственные творческие и бизнес–идеи с помощью технологии дополненной реальности. Это пилотный проект, который мы надеемся в течение года масштабировать и на другие регионы страны", — рассказал основатель Piligrim XXI Илья Коргузалов.
Яхта на другом конце света
SEARADAR предлагает сервис аренды яхт напрямую у собственников по всему миру. Пользователи выбирают страну, начало и окончание поездки, тип яхты, количество кают, производителя и так далее. Можно арендовать яхту на Кубе, Шри–Ланке, Сейшелах, в Австралии, Великобритании и многих других странах. Стартап был основан Дмитрием Безнасюком и Максимом Тербовым в 2017 году. Дмитрий до этого запустил два проекта — сервис подарков–впечатлений Emprana и saas–платформу для дилерских центров Turbodealer. Максим основал яхтинг–ивент–агентство Atlantis.
"В 2018 году с SEARADAR мы прошли в акселератор BalticSandbox в Литве, пожили в Вильнюсе. В 2019–м сделали х2 к выручке 2018 года и вышли на оборот € 501 тыс.", — говорит Безнасюк.
В марте 2020 года был почти подписан инвестиционный договор, но началась эпидемия, в результате сделка не состоялась. Компания была без выручки почти весь второй квартал. Стартапу пришлось оптимизировать косты и попрощаться с частью команды.
"Мы смогли найти новый подход — за счёт персонализации процесса работы со шкиперами. Фактически мы стали первым консьерж–сервисом для шкиперов с возможностью оказывать помощь в приёмке яхты, подбором открытых локаций из конкретного региона, отработкой нестандартных запросов на бронирование. Большую часть процессов нам удалось автоматизировать, что позволило масштабировать процесс", — рассказывает Безнасюк.
В декабре 2020 года SEARADAR привлёк € 200 тыс. от эстонских и британских бизнес–ангелов (их имена не раскрываются). Сейчас стартап ведёт переговоры с несколькими инвесторами, готовит много новых опций для профессиональных капитанов — онлайн чек–ин, накопление морских миль, кешбэк на яхты и другое.
В 2021–м компания намерена выйти на рынок Германии, Голландии, Польши и Румынии.
Проанализировать матч
Американский футбол часто называют "шахматами на газоне", стратегия и тактика здесь очень важны. Практически все решения принимаются на основе статистики. Тренер, его ассистенты или специально нанятые люди часами отсматривают розыгрыш за розыгрышем, фиксируя результативные действия. В некоторых случаях применяют специальные RFID–метки, которые крепятся на игроков и мячи.
Команда InsightScout создала платформу для спортивной видеоаналитики на базе компьютерного зрения. Она обрабатывает видео футбольных матчей и выдаёт полную статистику по игре.
InsightScout достаточно видео с разрешением не ниже 1280?720 пикселей, на котором видны все полевые игроки, разметка поля и статичные объекты (ярдовые отметки, пилоны). Видео автоматически обрабатывается системой, говорит основатель InsightScout Фёдор Акимов. Сам предприниматель играет в американский футбол больше 10 лет в петербургском клубе "Грифоны".
"Ковидные ограничения оставили мою команду без возможности играть и тренироваться, и мне внезапно захотелось попробовать применить свои профессиональные скиллы, чтобы вывести на новый уровень спорт, который я так люблю. Так уж получилось, что один из моих товарищей по клубу “Грифоны” Алексей Рожков — очень крутой инженер в области компьютерного зрения. Он быстро идею подхватил и стал сооснователем проекта", — рассказывает Акимов.
Стартап попал в онлайн–акселератор 4thly профессора Брета Уотерса из Стэнфордского университета, разработал прототип и запустил в Штатах пилотный проект с одной из команд по американскому футболу. В начале лета 2020 года проект привлёк инвестиции от вице–президента банка "Санкт–Петербург" Михаила Гаврилова (сумму сделки не раскрывают). Пока платформа ориентирована на американский футбол, но в 2022 году планируется экспансия в другие виды спорта (хоккей, баскетбол).
Пообщаться с роботом–рекрутером
Компания Stafory разработала сервис на базе искусственного интеллекта, выполняющий функции рекрутера. Робот Вера делает выборку резюме с работных сайтов по требованиям вакансии, звонит кандидатам и проводит интервью. Она распознаёт эмоции кандидата во время видеособеседования и присылает клиенту запись. Одним из направлений работы сервиса является проведение различных опросов бывших и действующих сотрудников компании.
"Робот способен не только опросить сотрудников, но и отсортировать ответы по смыслу, предоставив результаты в виде письменного отчёта. Сейчас робот Вера “сконцентрировалась” на работе с крупными корпоративными заказчиками, такими как “Ростелеком”, “Газпром нефть” и другие", — рассказывает сооснователь Stafory Александр Ураксин.
Компания также создала решение синтеза голоса с помощью ИИ, позволяющее копировать голоса. Позже оно выделилось в отдельный проект — VeraVoice. Сейчас со стартапом сотрудничает ряд известных актёров, чьи синтезированные голоса используют такие компании, как Mail.ru Group. Весной 2019 года Stafory запустила приложение Pаrodist, которое позволяет создавать различные розыгрыши и поздравления голосами знаменитостей.
Изучать поведение рыб
В фармакологии воспроизводимость доклинических экспериментов находится на низком уровне. Одна из основных проблем — недостаточное количество модельных организмов в эксперименте. С технической точки зрения увеличить количество животных несложно. Проблемы возникают на этапе обработки результатов. У учёных нет адекватного инструмента для работы с большим объёмом информации, считают в стартапе ZebraML. Компания разработала нейронную сеть, которая автоматизирует обработку большого количества экспериментальных данных. У команды есть MVP, который работает с рыбами. Рыбка данио–рерио — популярный модельный организм, на котором проводятся исследования никотиновой зависимости, болезни Альцгеймера, антидепрессантов и т. д. Нейронная сеть умеет классифицировать поведение рыб, находящихся под воздействием различных химических веществ.
"По поведению животного мы определяем, под воздействием какого класса веществ находится животное. Например, этанол в низких дозировках — стимулятор, в высоких — депрессант. Наш продукт находит отличия в поведении животного и может помочь исследователям в определении свойств нового лекарственного препарата", — поясняет CEO и основатель ZebraML Александр Половьян.
В команду проекта, который был запущен летом 2019 года, входят биологи и специалисты по машинному обучению. Сейчас стартап работает над научными публикациями с применением своего метода обработки информации. В этом году ZebraML планирует провести пилотные эксперименты с фармацевтическими компаниями и начать работать с самым популярным модельным организмом для исследований — грызунами.